В период 2013-2014 г.г. в нашем регионе сложилась ситуация, когда граждане, имеющие право на льготы по оплате коммунальных услуг, получали компенсацию за оплату отопления не в полном объеме. Данная ситуация была вызвана преждевременным изменением по большинству многоквартирных домов порядка расчетов за тепловую энергию (переходом с круглогодичной системы оплаты отопления на посезонную).
В многоквартирных домах, перешедших на оплату коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного сезона, ежемесячная сумма платы для граждан увеличилась примерно в два раза по сравнению с круглогодичной оплатой. Однако, ежемесячная денежная компенсация за данную коммунальную услугу выплачивалась в прежнем размере и только в отопительный период.
Это стало причиной многочисленных обращений льготных категорий граждан к уполномоченному по правам человека в Воронежской области, исполнительные органы государственной власти Воронежской области, Воронежскую областную Думу, органы прокуратуры.
В целях восстановления нарушенных прав социально незащищенных категорий граждан был проведен ряд совещаний с участием руководителей профильных структурных подразделений правительства Воронежской области (управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, департамента труда и социального развития, правового управления, департамента финансово-бюджетной политики), Воронежской областной Думы (комитета по коммунальному хозяйству и строительству) и уполномоченного по правам человека в Воронежской области.
Также в декабре 2013 Уполномоченным были направлены предложения по внесению изменений в региональное законодательство в части определения порядка выплаты компенсации на оплату коммунальной услуги по отоплению.
На основе этих предложений департаментом социальной защиты Воронежской области только к концу 2014 года, был подготовлен проект закона Воронежской области «О внесении изменений в Закон Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» в части обеспечения равных прав граждан на получение денежной компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по отоплению в размере 50% независимо от системы ее оплаты (круглогодично либо в отопительный период). Проект закона предусматривал осуществление перерасчета денежной компенсации расходов на коммунальную услугу по отоплению за календарный год, на основании информации, предоставляемой организациями жилищно-коммунального комплекса и (или) осуществляющими начисление платежей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, исходя из начисленных размеров платы на коммунальную услугу по отоплению за истекший календарный год в пределах суммарного объема установленных нормативов потребления отопления за календарный год. Однако данный законопроект не был согласован структурными подразделениями правительства области.
Вместе с тем, в соответствии с приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.12.2014 № 240 с 01.01.2015 установленные ранее нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению при круглогодичной оплате, применяются в перерасчете на отопительный период. Таким образом, размер денежной компенсации на оплату коммунальной услуги по отоплению с 01.01.2015 будет определяться исходя из сезонных нормативов потребления на отопление.
Однако вопрос о выплате гражданам недополученных в 2012 – 2014 годах сумм денежной компенсации за коммунальную услугу по отоплению в сложившихся условиях может решаться, у сожалению, только в судебном порядке.
19.01.2015 в управлении Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Воронежской области состоялось оперативное совещание, посвященное подведению итогов взаимодействия Уполномоченного с уголовно-исполнительной системой региона в 2014 году.
К уполномоченному по правам человека в Воронежской области обращаются граждане по вопросу содействия в перерасчете размера трудовой пенсии, обусловленного возникшим временным разрывом между датами фактического появления права на такой перерасчет и датой написания заявления в пенсионный фонд (ПФР). Причиной несвоевременного обращения грааждан за перерасчетом пенсии является, как правило, незнание своих прав в области пенсионного законодательства и не получение в отделениях ПФР своевременных разъяснений.
В таких случаях Уполномоченный разъясняет, что перерасчет размера установленной пенсии производится исключительно на основании письменного заявления пенсионера.
Еще раз акцентируем внимание граждан: БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ПРАВ И ЛЬГОТ В РОССИИ РЕАЛИЗУЕТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПО ЗАЯВИТЕЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ.
Вместе с тем, Уполномоченный обратился к Управляющему отделением Пенсионного Фонда РФ по Воронежской области с просьбой обратить внимание сотрудников ПФ на необходимость более качественного информирования населения об основных положениях пенсионного законодательства РФ.
Согласно полученному ответу, отделением и Управлениями Пенсионного фонда по Воронежской области постоянно проводится разъяснительная работа по вопросам установления пенсий с использованием средств массовой информации (путем выступления на телевидении, радио, размещения материалов в газетах), сайта ПФР, при проведении выездных приемов граждан с передвижной (мобильной) клиентской службой и непосредственно в Клиентских службах Управлений ПФР.
Во всех клиентских службах г. Воронежа и районных Управлений ПФР на стендах размещена информация о видах пенсий, основаниях перерасчета пенсий, а также о суммах фиксированного базового размера трудовых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в том числе с учетом нахождения на иждивении у застрахованных лиц нетрудоспособных членов семьи.
Кроме того, в клиентских службах города имеются информационные стойки с лифлетами и брошюрами по вопросам пенсионного обеспечения:
• «Пенсия, порядок обращения, назначения и выплаты»;
• «Все о трудовой пенсии: порядок обращения, назначения и выплаты»;
• «Пенсионное обеспечение инвалидов»;
• «Пенсионное и социальное обеспечение инвалидов»;
• «Работающим пенсионерам: перерасчет пенсий»;
• «Будущим пенсионерам»;
• «Перерасчет пенсии»;
• «Будущая пенсия начинается сегодня»
Управлениями проводится работа по распространению указанных брошюр и лифлетов на предприятиях, в организациях и учреждениях г. Воронежа.
По сообщению Управления Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже в 2012-2014 годах было распространено 24620 экземпляров брошюр с разъяснениями о социальном, в том числе пенсионном обеспечении граждан.
Кроме того, пенсии назначаются и пересчитываются на основании заявления застрахованного лица. В бланке заявления предусмотрена строка «на моем иждивении
находятся_нетрудоспособных членов семьи», которая заполняется заявителем, при их отсутствии указывается слово «нет».
Также в заявлении об установлении пенсии содержится раздел о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение её выплаты, о чем предупреждается обратившееся лицо (под роспись).
С целью исключения случаев несвоевременной реализации пенсионных прав гражданами Отделением ПФР в адрес Управлений ПФР по Воронежской области направлено письмо, которым поручено активизировать проведение разъяснительной работы, в том числе о порядке и сроках перерасчёта пенсии при изменении обстоятельств, влияющих на пенсионное обеспечение.
В аппарат уполномоченного по правам человека в Воронежской области поступают жалобы граждан на отсутствие в автобусах и автовокзалах информации о льготном проезде отдельных категорий граждан.
Президент России 5 января 2015 года внес в Государственную Думу законопроекты, направленные на развитие института уполномоченных по правам человека:
- проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (зарегистрирован в ГД 10.01.2015 за № 692549-6) - далее проект ФКЗ;
-проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека» (зарегистрирован в ГД 10.01.2015 за № 692555-6) - далее проект ФЗ
Проект ФКЗ дает право Уполномоченному:
-оказывать УПЧ в субъектах РФ организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своей компетенции;
-создать в качестве консультативного и совещательного органа совет уполномоченных по правам человека, включив в его состав по одному представителю от каждого федерального округа
Проект ФКЗ устанавливает, что Уполномоченный, как лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство на территории иностранного государства.
Проект ФЗ вносит изменения:
1) В Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:
-уточняется право Уполномоченного на посещение центров временного размещения лиц, ходатайствующих о признании либо признанных беженцами, вынужденными переселенцами или получивших временное убежище на территории Российской Федерации, а также на посещение специальных учреждений - устанавливается право беседовать с находящимися там лицами наедине (но в условиях видимости).
2) В Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» для Уполномоченного и УПЧ в субъектах РФ включается право беседовать с находящимися там лицами наедине (но в условиях видимости).
3) В Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»:
-конституцией (уставом), законом субъекта РФ может учреждаться должность УПЧ в субъекте РФ, который независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц и назначается на должность (освобождается от должности) законодательным (представительным) органом субъекта РФ;
-определяются основные требования к кандидатурам на должность УПЧ, вводятся ограничения и запреты при осуществлении полномочий;
-определяется круг должностных лиц и органов власти, которые вправе вносить предложения по кандидатурам на должность УПЧ;
-установливается, что до рассмотрения кандидатуры законодательный орган и высшее должностное лицо субъекта РФ согласовывают её с федеральным Уполномоченным;
-закрепляются основания досрочного прекращения полномочий УПЧ законодательным оргаомн субъекта РФ, который предварительно проводит консультации по данному вопросу с федеральным Уполномоченным;
-предусматривается возможность возложения на УПЧ в субъекте РФ функций уполномоченного по правам ребёнка, уполномоченного по правам коренных малочисленных народов и других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав граждан в субъекте РФ, а также возможность координации деятельности должностных лиц и органов, осуществляющих функции по защите прав граждан;
-устанавливается право УПЧ в субъекте РФ рассмотрения жалоб в отношении территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти, учреждений и организаций федерального подчинения;
-обеспечение деятельности УПЧ в субъекте РФ его аппарата предусматривается осуществлять за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ.