30 апреля Татьяна Дмитриевна Зражевская выступила с докладом на заседании Воронежской областной Думы.
Вниманию депутатов был представлен доклад о соблюдении прав человека в Воронежской области в 2014 году.
Доклад содержит обобщающую информацию о проблемах и выводы о соблюдении прав и свобод человека, рекомендации по решению выявленных проблем, а также основные результаты работы аппарата Уполномоченного и примеры, на основании которых были получены выводы и рекомендации.
Согласно динамике объективных индикаторов социально-экономического положения региона, полученных на основе анализа официальных статистических данных, в 2014 году качество жизни населения ухудшилось. Это подтверждает также общий рост количества обращений и преобладание социально-экономической тематики в общем объеме нарушенных прав.
Обращения по социальным правам и правам-гарантиям на государственную и судебную защиту, на обращение в государственные и муниципальные органы составляют около 75% от общего количества. Это свидетельствует о возросших требованиях людей к обязательствам государства по гарантированию их прав и свобод и неадекватности уровня их выполнения.
Чаще других нарушались права на жилище, на социальное обеспечение, на собственность, на государственную защиту прав и свобод.
Наименее защищенными категориями населения по-прежнему остаются пенсионеры и инвалиды, проблемы которых усугубляются ростом цен на основные продукты питания и коммунальные услуги.
Более половины обращений приходит от жителей Воронежа, а не области. Это говорит как о большей социальной активности, так и о наличии масштабных хронических проблем в работе муниципальных органов областного центра. Среди других муниципальных образований по количеству обращений "лидировали": Россошанский, Панинский, Новоусманский, Острогожский, Лискинский районы и Нововоронеж.
В 2014 году граждане наиболее часто жаловались на деятельность:
-органов местного самоуправления;
-органов ФМС, ФСИН;
-судов и судебных приставов;
-департаментов правительства Воронежской области.
Органы местного самоуправления стабильно остаются одним из основных нарушителей прав граждан. Они далеко не всегда готовы обеспечивать реализацию прав граждан, предоставлять муниципальные услуги, реагировать на обращения, поддерживать открытость своей работы в силу ряда причин (недофинансирование, отсутствие "вертикали" управления, слабый контроль). Безусловным "лидером" по нарушениям среди органов местного самоуправления по-прежнему остается администрация городского округа город Воронеж.
Наибольшее количество проблем и нарушений остается в сфере жилищных прав граждан.
Основные нарушения здесь проявлялись:
- при переселении из аварийного жилищного фонда,
- в вопросах принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
- предоставлении жилья по договорам социального найма.
ВТОРАЯ проблемная зона находится в сфере имущественных прав. Основные нарушения в ней касаются непредставления земельных участков тем категориям граждан, которые данным правом обладают на основании федерального и областного законодательства.
ТРЕТЬЯ проблемная зона — нарушения прав граждан на охрану здоровья:
- бесплатное оказание медицинской помощи,
- реабилитация инвалидов и создание для них «доступной среды» на объектах транспортной инфраструктуры.
ЧЕТВЕРТАЯ проблемная зона – нарушения, связанные с вопросами гражданства, свободы передвижения и выбора места жительства.
В 2014 году на территории Воронежской области отмечалось:
- обострение проблем легализации иностранных граждан;
- нарушение прав в сфере международной трудовой миграции;
- непропорциональное применение власти при принятии решений о выдворении иностранцев.
В качестве оптимального системного решения проблем (прежде всего трудовой миграции) Уполномоченным обосновано создание в регионе Единого миграционного центра по приему и документированию иностранных граждан, в котором будут реализовываться государственные функции и услуги, необходимые для их легализации. Высокая эффективность аналогичных центров была доказана в других субъектах РФ.
В Докладе сформулированы рекомендации органам законодательной и исполнительной власти, а также органам местного самоуправления, которые имеют следующие направления:
- разработка законодательных предложений по вопросам недостаточно урегулированным в законодательстве;
- повышение эффективности организующей роли департаментов в планировании и реализации государственных программ, контроле использования бюджетных средств;
- развитие системы общественного контроля; повышение "прозрачности" работы исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления;
- совершенствование форм и механизмов «обратной связи» с населением; правовое просвещение граждан, а также обучение государственных и муниципальных служащих.
В числе приоритетных направлений деятельности Уполномоченного в 2014 году был перевод на новый качественный уровень сотрудничества с областными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В прошедшем году активизировалось рабочее взаимодействие Уполномоченного с комитетами Думы и депутатским корпусом, что проявилось в участии в обсуждении законопроектов и создании рабочих групп по актуальным проблемам региона.
В 2014 году Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Э.Э.Памфилова создала управление законодательных инициатив. Воронежский омбудсмен наладил с ним конструктивное взаимодействие: были подготовлены и направлены федеральному омбудсмену два проекта внесения изменений в Федеральные законы, которые включены в план рассмотрения законопроектов комитетами Государственной Думы в 2015 году. В результате совместных усилий федерального и региональных уполномоченных в марте 2015 года были приняты изменения в российское законодательство, укрепившие статус уполномоченных в субъектах Федерации.
В целях повышения ответственности должностных лиц за результаты реализации, обеспечения и защиты прав человека, а также для повышения эффективности работы Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав граждан в Докладе предложено изменить порядок применения мер административной ответственности по отношению к должностным лицам, противодействующим исполнению Уполномоченным своих обязанностей, а именно - наделить Уполномоченного правом составления протоколов по данному виду административных правонарушений.
По результатам анализа нарушений прав граждан, выявленных в 2014 году планируется разработка законодательных предложений по внесению изменений:
- в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обязывающих работодателей создавать или выделять рабочие места для инвалидов с уровнем оплаты труда не ниже среднего по соответствующей отрасли;
- в Закон Воронежской области «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» в части запрета исключения из Реестра граждан, не успевших реализовать право по вине органов власти до момента потери семьей статуса многодетной.
Большие усилия были предприняты Уполномоченным и его аппаратом по повышению правовой грамотности населения и поддержке развития гражданского общества региона. Наиболее перспективным представляется создание системы общественного контроля как формы обратной связи между обществом и властью, основы которой заложены Федеральным законом от 21.06.2014 №212-ФЗ.
Приоритетными направлениями деятельности Уполномоченного и его аппарата на 2015 год определены:
- продолжение участия в подготовке законопроектов, осуществляемой аппаратом Уполномоченного по правам человека в РФ и взаимодействия с комитетами Воронежской областной Думы в процессе подготовки и обсуждения законопроектов, относящихся к сфере прав человека;
- повышение эффективности использования результатов анализа обращений граждан, нормативных правовых актов, мониторинга состояния сферы обеспечения прав в целях выявления правовых проблем, ухудшающих защищенность прав человека и предложения путей их решения;
- с учетом неблагоприятной экономической ситуации участие в мониторинге эффективности использования государственных средств, выделяемых на социальные цели;
- расширение форм сотрудничества с различными институтами гражданского общества, государственными и муниципальными органами в целях повышения социальной активности населения по защите своих прав и созданию в регионе системы общественного контроля;
- внедрение в работу по правовому просвещению современных форм и методов, обеспечивающих лучшее восприятие и более широкое распространение информации (интерактивных, дискуссионных, игровых, интернет-ориентированных).
"Она сообщила, что в 2014 году поступило более 1300 обращений по защите конституционных прав граждан. Наибольшее количество проблем и нарушений остается в сфере жилищных прав. Основные нарушения здесь были отмечены при переселении из аварийного жилищного фонда, в вопросах принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилья по договорам социального найма. Еще одна проблемная зона находится в сфере имущественных прав. Основные нарушения здесь касаются непредоставления земельных участков тем категориям граждан, которые данным правом обладают на основании федерального и областного законодательства.
Жаловались жители региона также на нарушения прав в сфере охраны здоровья и на нарушения, связанные с вопросами гражданства, свободы передвижения и выбора места жительства. В качестве оптимального системного решения проблем трудовой миграции, уполномоченным по правам человека обосновано создание в регионе Единого миграционного центра по приему и документированию иностранных граждан, в котором будут реализовываться государственные функции и услуги, необходимые для их легализации. Высокая эффективность аналогичных центров была доказана в других субъектах РФ.
Уполномоченный по правам человека представила рекомендации органам законодательной и исполнительной власти, а также органам местного самоуправления.
Губернатор обратил внимание Татьяны Зражевской на увеличившееся в последнее время количество жалоб граждан на решения судебных инстанций, связанные с правовой неграмотностью или системными проблемами, касающимися качества работы судебных органов.
По словам Татьяны Зражевской, для решения этой проблемы создан научно-консультативный совет при Воронежском областном суде, который рассматривает спорные ситуации и вырабатывает единообразные решения, информация о которых доводится до судей."
На заседании был утвержден план реализации рекомендаций, изложенных в Докладе. Первый опыт работы по такому плану с органов исполнительной власти, местного самоуправления и Уполномоченного был получен в 2014 году, а к настоящему моменту механизм взаимодействия был усовершенствован, что позволило оптимизировать процесс планирования и контроля выполнения плана.
фото и информация Официального портала органов власти
16 апреля уполномоченный по правам человека в Воронежской области Татьяна Дмитриевна Зражевская участвовала в заседании Совета по содействию развитию конкуренции в Воронежской области.
Участники заседания говорили о работе над проектом Плана мероприятий по содействию развитию конкуренции и предложениях в него, связанных с рынком овощной и свежей фруктово-ягодной продукции, об обосновании выбора приоритетных рынков области, мероприятиях на рынке сельскохозяйственной техники, туристических услуг.
Традиционно обсудили проблемы и перспективы развития конкуренции в регионе.
Уполномоченным по правам человека в Воронежской области и ООО Воронежское информационное Агентство «Консультант» провели 15 апреля круглый стол на тему: "Земельные и имущественные отношения в Воронежской области. Законодательство и практика"
На круглом столе помимо организаторов присутствовали:
Участники обсудили следующие вопросы:
1. Каким образом определяются доли в праве общей собственности на земельный участок, расположенный под зданием торгового комплекса (помещения в здании принадлежат разным физическим лицам)
2. Каким образом целесообразно оформить земельный участок (в аренду или в собственность), если изначально земельный участок принадлежит администрации области (ДИЗО).
3. Каким образом настоящий ТК РФ регламентирует имущественный отношения (право собственности и места общего пользования) в здании, целевое назначение которого предоставлять некоммерческие площади. Но в котором активы принадлежат физическим лицам.
4. Каким образом будет рассчитываться налог на землю при разрешенном использовании земельного участка в три раза большем, чем в техническом паспорте.
5. Органом местного самоуправления какого уровня (района или поселения) осуществляется формирование земельного участка под многоквартирным домом? Определены ли минимальные или максимальные размеры таких земельных участков?
6. Порядок перевода жилого помещения в нежилое определен жилищным кодексом. В силу ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом. Поэтому, все манипуляции с общим имуществом легитимны, если они осуществляются в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в МКД. Как должен осуществляться перевод жилого помещения в нежилое, если земельный участок находится в долгосрочной аренде застройщика и не передан в собственность.
7. Внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки осуществляется по результатам публичных слушаний. Однако, результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, т.е. глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение о согласии с проектом и направлении его в представительный орган муниципального образования или об отклонении проекта. Законным ли будет решение главы администрации о согласии с проектом и направлении его на утверждение органом местного самоуправления, если участники публичных слушаний не одобрили проект изменений и выступили против внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки? жильцов?
8. Сведения о собственнике (фамилия, имя, отчество) ½ доли дома имеются в БТИ. Однако он по данному адресу не проживает и место нахождения его неизвестно. Собственник другой 1/2 доли дома не может оформить право собственности. Каким образом можно решить данный вопрос? Возможно ли принятие на учет ½ доли дома как бесхозяйный объект?
9. С ДИЗО был заключен договор аренды земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома на 49 лет. Дом построен и введен в эксплуатацию в 2013 г. До настоящего времени мы не можем расторгнуть договор аренды ввиду того, что не все дольщики оформили право собственности на свои объекты, поэтому земельный участок с обременением, залогодержателями являются участники долевого строительства. За аренду земельного участка арендатор вносит платежи. Некоторые дольщики не проживают в Воронеже и в ближайшей перспективе не планируют приезжать для оформления права собственности. Как арендатору земельного участка быть в данной ситуации, ведь участок является общей собственностью всех собственников в силу закона?
10. Требуется ли проведение публичных процедур (опубликование информации в СМИ, торги) для случаев продлении срока аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и предназначенного для целей, не связанных с капитальным строительством, если:
- продление срока аренды производится путем внесения изменений в действующий (ранее заключенный) договор аренды земельного участка дополнительным соглашением сторон;
- договор аренды земельного участка, в который вносятся изменения по сроку аренды, заключен до вступления в силу изменений в законодательство РФ о защите конкуренции, требующих заключения договоров аренды публичного имущества на торгах; распоряжение (приказ) уполномоченного органа о продлении срока аренды земельного участка издано до 01.03.2015г.;
- договором аренды земельного участка предусмотрено право арендатора продлить срок аренды земельного участка с предварительного за 50 дней уведомления (уведомление состоялось) арендодателя об этом и последующим оформлением соглашения сторон о продлении;
- у арендатора отсутствует задолженность по арендным платежам.
11. Имеется земельный участок под многоквартирным домом и придомовая территория. Данный участок жильцами в собственность не оформлен. Кто несет ответственность за этот участок?
12. Кадастровая стоимость земельного участка снижена до рыночного уровня решением суда, вступившим в силу 22.01.2014г. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости 25.02.2014г. Как правильно рассчитать земельный налог за 2014 год?
13. В городе находится бесхозный земельный участок. В плане города он есть, но хозяин его неизвестен в течение 30 лет. Могу ли я приобрести данный земельный участок в собственность? На основании каких документов его можно оформить?
14. Было заявление о выделе пая физическому лицу в районную администрацию. Прошло три года. Каким образом можно оформить пай, если он в общем массиве и межевание конкретного пая не проводилось?
15. Земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, находится в аренде у юр. лица. Арендатор хочет изменить границы земельного участка, при этом площадь земельного участка увеличится не более, чем на 10% от арендуемой. Смежные участки не сформированы (государственная собственность не разграничена). Какой порядок изменения границ арендуемого земельного участка?
16. В 1996 году был заключен договор аренды земельного участка на 10 лет. По окончании срока арендатор продолжал пользоваться и оплачивать аренду за земельный участок.
Гос.регистрация договора аренды была оформлена 10.06.2005г. с установлением ограничения (обременения) права аренды до 28.10.2006г. После 28.10.2006г. гос.регистрация договора аренды или доп. соглашений к нему не производилась. В настоящее время право на земельный участок не зарегистрировано на основании выписки из ЕГРП.24.09.2009г. по заявлению контрагента арендатора был наложен запрет на регистрационные действия в отношении права аренды данного участка. В последствии произошла смена собственника недвижимости, находящейся на этом участке, и новому собственнику было отказано в заключении договора или доп.соглашения на том основании, что наложен запрет на регистрационные действия в отношении права аренды данного участка. В 2014г. запрет на регистрационные действия был отменён и новый собственник вновь обратился в ДИЗО ВО с заявлением о заключении договора аренды сроком на 49 лет на занимаемый им участок с даты гос.регистрации права на его недвижимость, находящуюся на этом участке. В марте 2015г. ДИЗО ВО направил доп.соглашение к закончившему своё действие договору, в котором содержится информация только об оплате за аренду земельного участка, но не определен срок действия доп.соглашения и неверно указана дата начала пользования земельным участком новым арендатором.
Вопрос: Договор аренды от 1996г. закончил своё действие 28.10.2006г., и в соответствии с выпиской из ЕГРП ограничение права в виде аренды данного участка установлено до 28.10.2006г., а позже этой даты регистрация каких-либо доп.соглашений к договору аренды не производилась и в настоящее время право на земельный участок не зарегистрировано на основании выписки из ЕГРП.
Учитывая тот факт, что п.11.3 данного договора гласит, что «право аренды прекращается со дня аннулирования гос.регистрации договора», должен ли ДИЗО ВО заключить новый договор аренды на новый срок с действующим собственником недвижимости, находящейся на этом участке. Осуществляется ли на территории Воронежской области постановка на кадастровый учет машиномест, расположенных в многоквартирных домах? Каковы условия, при которых возможна такая остановка? Позволяет ли ограждение машиноместа сеткой рабицей произвести постановку на учет? Если нет, то какой тип ограждения необходим?
17. Что делать, если к кадастровому паспорту объекта недвижимости отсутствует графическая часть (при передаче данных из БТИ в кадастровую палату)?
18. Как формируется земельный участок, когда собственник квартиры МКД, подал заявление на выделение земельного участка под МКД и последующей передачи сформированного земельного участка в общую собственность. Конкретные критерии, по которым происходит формирование участка (например, 4 метра от стены дома или что-то подобное).
19. Под какие цели может быть предоставлен (выделен) земельный участок, собственность на который не разграничена на данный момент и по территории которого проходит большое количество коммуникаций? Строительство на данном участке даже «легких» объектов (киосков и т.д.) невозможно. Фактически на данный момент участок является несанкционированной свалкой и находится рядом с нашей территорией. Мы бы хотели оформить данный участок в собственность.
20. Организация намерена приобрести в собственность земельный участок из земель населенных пунктов для размещения производственной базы, и эта производственная площадь ей просто необходима. Часть участка затрагивает охранную зону линии электропередач ВЭЛ-10 кВ (расстояние от границы земельного участка менее 10 м). В зону участка попадают несколько опор. Какие есть варианты положительного решения покупки данного участка, не перенося его границы?
21. В настоящее время сложилась ситуация, что строительство ЖК опережает возведение и расширение дорожно- транспортных путей к ним и на подъездах, что приводит к многочисленным пробкам. Планируется ли законодательное возложение обременения на Застройщиков жилых микрорайонов по возведению дорожно-транспортных развязок для подъезда к новым строящимся микрорайонам или реконструкция (расширение) имеющихся в связи с увеличением дорожной нагрузки. Какими нормативно-правовыми актами сегодня можно руководствоваться для решения данной проблемы.
22. Каков новый порядок выделения (формирования) земельных участков в Воронежской области, оформления прав на земельные участки. Когда планируется изменение кадастровой стоимости земель населенных пунктов Воронежской области.
23. Каков порядок действий юридических и физических лиц при нарушении использования земель с/х назначения?
24. К ведомству каких организаций относится контроль по недопущению уничтожения межевых знаков, границ земельных участков?
25. Какова ответственность юридических и физических лиц за нарушение плодородного слоя земель с/х назначения?
26. Каков порядок восстановления плодородного слоя земель?
27. Каков порядок решения вопроса при потере связи территории при строительстве автодороги федерального значения?