9-10 июня 2014 г. в Москве прошло очередное заседание Координационного совета российских уполномоченных по правам человека.
Со вступительным словом выступила Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Памфилова Элла Александровна. В своём выступлении она выделила несколько ключевых положений по предстоящей работе. Намечена реорганизация самого аппарата Уполномоченного и создания в нём управления законодательных инициатив. Будет продолжена ранее начатая законотворческая работа по регулированию и взаимодействию федерального и региональных уполномоченных. Элла Памфилова предложила изменить структуру ежегодного доклада Уполномоченного - доклад должен состоять из двух частей: первая часть, основанная на глубинном анализе, должна освещать реальную ситуацию в стране с проблемами по осуществлению конституционных прав граждан; в вторая часть должна представлять собой непосредственно отчет о деятельности уполномоченного по правам человека. В конце доклада должны содержаться конкретные предложения организационного, административного и законодательного характера по изменению ситуации как на региональном, так и на федеральном уровнях.
Для усиления координации федерального и региональных уполномоченных было предложено проводить «выездные приемные» по самым массовым и сложным жалобам населения, что позволит проанализировать системные ошибки и факторы, тормозящие решение проблем.
На встрече обсуждались следующие вопросы:
-Сообщество омбудсманов: формы взаимодействия и задачи (Сопредседатель Координационного Совета российских уполномоченных по правам человека Скупова Ирина Анатольевна).
-Информация начальника Управления государственной защиты прав человека аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Тамбовцева Владимира Владимировича о состоянии и перспективах продвижения Законодательных инициатив об основах деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.
-Система взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. (Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан Омарова Уммупазиль Авадзиевна).
-Взаимодействие уполномоченных по правам человека с органами власти, институтами гражданского общества и экспертными сообществами.(Уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае Березуцкий Юрий Николаевич).
-Особенности взаимодействия уполномоченных по правам человека с федеральными органами власти и их территориальными подразделениями в субъектах РФ. (Уполномоченный по правам человека в Оренбургской Чадов Анатолий Михайлович).
-Публичное позиционирование института уполномоченных по правам человека.(Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Мерзлякова Татьяна Георгиевна).
- Роль УПЧ в субъектах РФ по реализации «Основ государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». (Уполномоченный по правам человека в Воронежской области Зражевская Татьяна Дмитриевна).
Текст выступления Т.Д.Зражевской.
1. Направления возможного участия и место УПЧ в создаваемой системе реализации государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.
"Основы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан" были утверждены Президентом России 04.05.2011.
В реализации государственной политики участвуют и взаимодействуют федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления, профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов, а также другие организации и структуры гражданского общества. (социальное партнёрство)
Государство создаёт условия, обеспечивающие:
-развитие правовой грамотности и правосознания граждан;
-их осведомлённость о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке;
-доступ граждан к квалифицированной юридической помощи.
Именно участие в создании этих условийи является ролью УПЧ в реализации государственной политики.
При этом практически все основные направления государственной политики могут реализовываться с участием УПЧ. Это:
1) правовое просвещение и информирование граждан;
2) развитие правового образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях;
3) совершенствование системы юридического образования;
4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, для повышения уровня правовой культуры и правосознания;
5) совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов по обеспечению законности и правопорядка, повышению правосознания служащих;
6)создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.
Актуальность: На сегодняшний день правовая грамотность населения пока еще находится на явно недостаточном уровне для понимания и отстаивания своих прав и интересов. Это зачастую в практике работы УПЧ приводит либо к необоснованным обращениям, либо к невозможности исправить ситуацию в связи с пропуском сроков, отсутствием юридически значимых документов.
Поскольку развитие правовой грамотности и правосознания является общегосударственной задачей, одним из ключевых условий эффективности ее решения должно статьулучшение взаимодействия между государственными органами и активизация участия общественных структур.
Решением Министра юстиции Российской Федерации при Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» созданы рабочие группы для выработки конкретных решений в данной области. В состав группы по реализации мер государственной политики в области правового просвещения в правовой грамотности были включены УПЧ в Воронежской и Рязанской областях. Первое заседание группы состоялось в июне 2013, второе - в марте 2014 года. На сегодняшний день можно пока констатировать недостаточность уровня взаимодействия и активности в данной работе под эгидой Минюста. Для ее активизации нами предложено создать и организовать работу постоянно действующих экспертных групп по развитию направлений и форм правового просвещения.
Определенная интеграция усилий в рамках государственной политики реализуется также Экспертным советом по дополнительному образованию взрослых и просветительской деятельности Комитета Государственной Думы по образованию - региональные УПЧ участвуют в его работе.
Весьма результативным может быть участие УПЧ в организации взаимодействия по реализации государственной политики на региональном уровне. Так, например, в Калужской областиУполномоченным была разработана ведомственная целевая программа «Защита прав человека и правовое просвещение» на 2013-2015 годы, для реализации которой работает Координационный совет при губернаторе области по правовому воспитанию.
В плане улучшения взаимодействия представляется важным активизировать федеральные и региональные образовательные учреждения, участие которых в правовом просвещении еще недостаточное (кроме собственно юридических). В качестве положительных примеров здесь можно отметить:
-организацию магистерских программ по правам человека (Москва, Воронеж, Казань, Пермь);
-проведение семинаров и подготовка методических пособий для преподавателей школ .
В сфере правовой помощи и просвещения перспективным представляется налаживание взаимодействия УПЧ с негосударственными структурами:
-Ассоциацией юристов России;
-Общественной Палатой Российской Федерации;
-адвокатским сообществом;
-некоммерческими правозащитными организациями.
Складываются следующие организационные формы такого взаимодействия:
-юридические клиники;
-дни бесплатной юридической помощи;
-бесплатные адвокатские консультации;
-круглые столы и семинары.
Важным резервом расширения взаимодействия в сфере правового просвещения является укрепление сотрудничества российских УПЧ с международными организациями.
Примером такого взаимодействия является ежегодное проведение зимней академии и летней школы по правам человека в рамках осуществления Консорциумом ВУЗов магистерской программы «Международная защита прав человека» под эгидой Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. Цели этих мероприятий: повышение квалификации преподавателей; обсуждение методологии преподавания прав человека; презентация инновационных курсов и обмен опытом их внедрения в учебный процесс.
2. Перспективные практики, формы и методы правового просвещения с позиций УПЧ
Распространение информации о правах человека и их защите является одной из основных функций УПЧ. Подавляющее большинство региональных УПЧ творчески относятся к данному виду своей деятельности и активно его практикуют. При этом используются как традиционные формы, так и инновационные.
Использование СМИ
Практически все УПЧ используют бумажные и электронные СМИ для правового информирования населения, давая интервью, участвуя в различных передачах, направляя для публикации статьи и доклады. Значительная часть региональных УПЧ выпускают также собственные периодические издания, используемые для правовой пропаганды и обмена опытом. Все это - безусловно положительная практика.
В то же время, в интересах нашего сообщества в 2011 году был учрежден и выпускается издательской группой "Юрист" федеральный научно-практический журнал "Омбудсмен", Подготовка номеров журнала к публикации осуществляется УПЧ в Воронежской области и его аппаратом. Ряд уполномоченных являются членами его редколлегии и авторами. В опубликованных статьях за 2012-2013 годы были обсуждены следующие основные темы:
-проблемы разработки Федерального закона "Об основах деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ";
-трансформация понятия и функций омбудсмена, анализ его статуса в современном обществе;
-вопросы реализации общественного контроля, правового просвещения, юридической помощи с позиций омбудсмена;
-гендерные и социальные аспекты защиты прав человека;
-обобщение деятельности омбудсменов в России и других странах.
Создание организационных структур
К зарекомендовавшим себя организационным формам правового информирования и помощи можно отнести:
-юридические клиники (ряд регионов);
-центры правовой информации на базе областных и муниципальных библиотек (Орловская область);
-координационные советы и рабочие группы (Калужская область).
Использование интернет-технологий
Интернет приобретает все большее значение (особенно для молодого поколения) как среда получения информации. К наиболее перспективным способам ее донесения со стороны УПЧ относятся:
-оперативное информирование о своей деятельности на веб-сайтах (почти все региональные УПЧ);
-организация он-лайн коммуникаций в режиме "вопрос-ответ" (существенная часть УПЧ);
-создание общедоступных специализированных информационных ресурсов (баз знаний, википедий), включающих справочную и методическую информацию о различных организационных структурах (государственных и общественных в мире, России и ее регионах), правах человека и их защите, а также знания по смежным тематикам (Воронеж).
Повышение наглядности информационных и методических материалов
Общепризнано, что визуализация и расширение форм представления информации, как правило, повышает ее усвояемость. В качестве инновационных методов (которые мы осваиваем у себя) можно предложить:
-создание мультимедийных пособий и их распространение на электронных носителях либо через Интернет (диск к 20-летию Конституции);
-внедрение в работу по правовому просвещению форм и методов социальной рекламы.
Применение интерактивных методик
Интерактивность придает дополнительную динамику процессу правового обучения. К новым формам, которые нужно, на наш взгляд, осваивать относятся:
-дискуссионные формы (клуб омбудсмена как площадка для дискуссий, обсуждение проблемных видеосюжетов по методике "Дома Анны Франк" и т.д.);
- игровых (ролевых) практик.
Привлечение художественного творчества
Художественные произведения могут за счет образности и авторских эмоций сделать яркой и запоминающейся даже совершенно тривиальную информацию. В этой области УПЧ могут практиковать:
-организацию конкурсов творческих работ различных форм (статьи, фильмы, презентации, фото) по тематике прав человека (практикуется рядом УПЧ);
-поддержку в регионах показов фильмов о правах человека в рамках кинофестиваля "Сталкер" (прошел в 2014 г. в Воронеже и запланирован на будущее);
-поощрение (поддержка) таких инициатив правозащитных НКО, как проекты по созданию мультфильмов по правам человека (и даже комиксов) с учетом образности этих жанров и востребованности у молодежи.
С учетом быстро меняющейся ситуации и высокой активности региональных УПЧ в сфере правового просвещения, а также важности и актуальности этого вида деятельности все большее значение приобретают вопросы оперативности и полноты процесса обмена опытом. Для их обеспечения нужны соответствующие коллективные печатные и электронные площадки (периодические издания и интернет-сайты). Поэтому в заключение выступления предлагаю сообществу российских УПЧ активнее использовать упомянутый журнал "Омбудсмен", а в качестве общего методического интернет-ресурса - организованный на базе веб-портала УПЧ в Воронежской области "Вики-справочник правозащитника", информацию о котором можно получить у руководителя аппарата.
09.06.2014 в малом зале ГУ МВД России по Воронежской области состоялся «круглый стол», организованный Общественным советом регионального органа внутренних дел. В мероприятии, помимо членов Совета приняли участие представители руководства ГУ МВД России по Воронежской области, Юго-Восточного линейного управления МВД РФ на транспорте, УМВД России по г. Воронежу, аппарата уполномоченного по правам человека в Воронежской области, Межрегиональной правозащитной группы, Общественной наблюдательной комиссии Воронежской области, Объединенной группы общественного наблюдения.
Темой мероприятия послужили выступления региональных общественных правозащитников о результатах посещения отделов внутренних дел г. Воронежа в апреле т.г. Гражданский мониторинг ОВД был инициирован Объединенной группой общественнных наблюдателей и поддержан на федеральном уровне Московской Хельсинской Группой, на региональном — Межрегиональной правозащитной группой — Воронеж. Целями исследования являлись содействие правоохранительным органам в улучшении качества обслуживания населения, повышение доступности полицейских участков, уровня доверия граждан к отделениям полиции.
Далее присутствовавшие приняли участие в обсуждении выступлений. Так, представителем аппарата Уполномоченного С.В. Писаревым была поддержана идея зам. начальника полиции ГУ МВД РФ по Воронежской области Куликова В.Н. о проведении внезапных внеплановых проверок. В развитие темы было предложено приглашать сотрудников ГУ МВД при проведении таковых проверок, не сообщая конкретной информации о месте посещения. При этом данный сотрудник мог бы устранять возникающие вопросы и недопонимание между представителями правозащитников-посетителей и сотрудниками ОВД при посещении ОВД.
По результатам мероприятия в ГУ МВД РФ по Воронежской области были внесены предложения о совершенствовании их ведомственного сайта (вызывающего крайнее неудобство из-за неинформативности и трудностей поиска при обращении граждан), сокращении времени ожидания граждан для их пропуска в ОВД, оборудования КПП полицейских участков помещениями ожидания граждан до прибытия сопровождающих в ОВД и некоторые другие.
5 июня 2014 года на очередном заседании Воронежской областной Думы с ежегодным докладом о соблюдении прав человека в регионе выступила Т.Д.Зражевская - уполномоченный по правам человека.
Текст выступления
УВАЖАЕМЫЕ ДЕПУТАТЫ И ВСЕ ПРИСУТСТВУЮЩИЕ!
Вашему вниманию представляется доклад о соблюдении прав человека в Воронежской области в 2013 году, который подготовлен во исполнение требования Закона Воронежской области «Об уполномоченном по правам человека».
Депутатам Думы заранее были розданы материалы с докладом, обобщающим проблемы и содержащим выводы по оценке ситуации в сфере защищенности прав и свобод человека, а также приложения с основными результатами работы аппарата Уполномоченного и примерами, на основании которых эти выводы сделаны. Кроме того, доклад заинтересованно обсуждался на заседаниях профильных комитетов Думы и с Губернатором Воронежской области.
Разрешите остановиться на наиболее важных системных оценках доклада.
Приоритетными направлениями деятельности Уполномоченного в 2013 году были следующие:
ПЕРВОЕ:повышение оперативности полученияи результативности проверки информации о нарушениях прав человека.
ВТОРОЕ: расширение взаимодействия с органами местного самоуправления посредством регулярных выездов в муниципальные районы области.
ТРЕТЬЕ: развитие форм взаимодействия с органами государственной власти, особенно с Воронежской областной Думой по обсуждению законопроектов.
ЧЕТВЕРТОЕ:поддержка развития гражданского общества региона и повышение взаимодействия с его институтами.
ПЯТОЕ:активизация работы с общественными помощниками Уполномоченного, организация их периодического обучения и условий для приема граждан.
ШЕСТОЕ:налаживание международного сотрудничества , участие в работе международных организаций, в т. ч. - в качестве действительного члена в Институт Европейского Омбудсмена.
СЕДЬМОЕ: внедрение прогрессивных направлений и методов повышения правовой грамотности населения.
Решение поставленных задач позволило выполнить объективный анализ состояния в сфере соблюдения прав человека на территории Воронежской области в 2013 году и предложить меры по улучшению их защищенности.
В целом картина по обращениям граждан к Уполномоченному такова.
Непосредственно Уполномоченным и его аппаратом за 2013 год принято 1175 обращений граждан, что соответствует уровню 2012 года.
Структура статистики обращений по группам и видам прав также аналогична прошлогодней - наибольший удельный вес сохранили нарушения социальных и гражданских прав, а также права-гарантии защиты других прав и свобод
Лидерами по нарушениям стали следующие виды прав: на жилище; на социальное обеспечение; на собственность; на государственную защиту прав и свобод; на справедливое правосудие; на свободный труд и отдых.
В результате распространения информации о деятельности Уполномоченного среди населения и интенсификации выездных приемов география нарушений в 2013 году продолжала расширяться.
В то же время, более половины обращений поступило из г.Воронежа, а 63% от количества обращений из всех остальных муниципальных образований Воронежской области было всего из 6 районов.
Среди заявителей продолжают преобладать пенсионеры, осужденные и инвалиды.
В докладе приведен анализ нарушений по всем видам прав.
Остановлюсь на самых часто нарушаемых и социально значимых конституционных правах граждан.
Право на жилищеукрепляет лидерство среди обращениях жителей области. Типичными "зонами" нарушений являются:
-переселение жильцов многоквартирных домов, признанных аварийными;
-постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
-предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Причины и последствия основных нарушений права на жилище приведены на слайде.
В качестве примера можно привести длящееся системное нарушения прав льготных категорий граждан, которым денежная компенсация за коммунальную услугу по отоплению предоставляется не в полном объеме.
Для исправления ситуации было предложеновнести необходимые изменения в Закон Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», однако соответствующий законопроект на данный момент еще даже не подготовлен.
Среди нарушений права на социальное обеспечение следует отметить:
-непредоставление организациями и архивами сведений, необходимых для назначения пенсий и пособий;
-нарушение права на льготный проезд в городском транспорте;
-необоснованный отказ социальных органов в оформлении звания "Ветеран труда";
-нарушение прав на социальное обеспечение граждан без определенного места жительства.
Нарушения права собственности наиболее часто имеют следующие формы:
-непредоставление земельных участков льготным категориям граждан (многодетным семьям, ветеранам, инвалидам);
-нарушения, связанные с неурегулированностью прав собственности на водные объекты (пруды) и их арендой;
-необоснованное завышение арендных ставок на землю.
В 2013 году наиболее существенными нарушениями права на государственную защиту прав и свобод стали:
-затягивание сроков расследования уголовных дел по халатности или умышленно;
-пассивное ведения розыска должников и их имущества судебными приставами, приводящего к необоснованному прекращению исполнительного производства;
-несвоевременность направления руководством следственных изоляторов иизоляторов временного содержания жалоб Уполномоченному и передачи ответов на его запросы;
-практика отказов судами в удовлетворении ходатайств осужденных с положительной характеристикой об условно-досрочном освобождении.
Наиболее распространенными нарушениями норм трудового законодательства в 2013 г. были признаны:
-несвоевременная выплата (либо невыплата) заработной платы, сверхурочных работ, пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком.
К причинам нарушения этих прав относятся:
-прекращение деятельности организации;
-ненадлежащее оформление трудовых отношений;
-нежелание работодателей нести социальную нагрузку.
Среди типичных нарушений права на благоприятную среду обитания следует отметить:
-непредоставление населению достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды;
-загрязнение атмосферы, поверхности земли и водных объектов;
-вырубка деревьев в населенных пунктах и прежде всего на территории г.Воронежа.
Нарушениями права на охрану здоровья и медицинскую помощь продолжают оставаться:
-нарушение сроков предоставления льготным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение;
-неспособность руководства поликлиник организовать сменную работу врачей;
-неоказание или некачественное оказание медицинской помощи, в т.ч. высокотехнологичной;
-несоблюдение этических и моральных норм медицинскими работниками;
-непринятие мер со стороны областного департамента здравоохранения в случаях системных нарушений, допускаемых в лечебных учреждениях.
В отчетном году объектами обращений граждан наиболее часто становилась деятельность:
-органов местного самоуправления;
-органов ФМС, ФСИН
-судов и судебных приставов;
-департаментов правительства Воронежской области.
Безусловным "лидером" среди органов местного самоуправления уже традиционно стала администрация городского округа город Воронеж.
Ярким примером явилось бездействие администрация Семилукского сельского поселения.
Практически двухлетняя работа по понуждению главы администрации сельского поселения Семилуки к восстановлению систематически нарушавшихся прав жителей только в 2014 году привела к его "добровольной" отставке.
Основные выводы Доклада:
1. Наблюдается ежегодный рост удельного веса обращений о нарушении гражданских прав и прав-гарантий, что отражает рост требовательности граждан к обязательствам государства по гарантированию их прав и свобод.
2. Государственные и муниципальные органы оказываются не всегда подготовлены на уровне современных требований к предоставлению государственных услуг населению, реагированию на обращения граждан, обеспечению открытости, оказанию поддержки социально ориентированным НКО.
3. Необходимо кардинально улучшать ситуацию с ресурсными возможностями и ответственностью органов местного самоуправления в сфере реализации ими прав граждан.
4. Практически все выявленные нарушения прав можно исправить - возможные направления и меры приведены в Докладе.
Приоритетными направлениями деятельности Уполномоченного и его аппарата в русле решения "базовых" задач на 2014 год определены:
-активизация участия сотрудников аппарата во взаимодействии с комитетами Воронежской областной Думы в процессе подготовки и обсуждения законопроектов, относящихся к сфере прав человека;
-участие в организации эффективной системы общественного контроля в сфере ЖКХ;
-мониторинг проблемы и кампанию, направленную на создание в регионе "безбарьерной среды" для инвалидов;
-внедрение в работу по правовому просвещению прогрессивных форм и методов (в т.ч. международный опыт Европейского института омбудсмана).
02.06.2014 Общественная палата России провела межрегиональную интерактивную видеоконференцию по теме: «Конструктивное взаимодействие органов исполнительной власти с институтами гражданского общества в области защиты прав граждан, находящихся в местах лишения свободы, как главное условие успешной профилактики повторных нарушений». Воронежская область, на протяжении ряда лет обладая положительным опытом в этом направлении, являлась единственным представителем в мероприятии от Центрального федерального округа. В Центральную студию (г. Москва) были приглашены и приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, председатель Совета при президенте РФ по развитию граждансмкого общества и правам человека М.А. Федотов, руководители аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, министерств и ведомств федерального уровня, ученые в пенитенциарной области.
Председательствующая член Общественной палаты Российской Федерации М.В. Каннабих с приглашенными в студию участниками проинформировали о деятельности органов исполнительной власти с институтами гражданского общества в области защиты прав граждан, находящихся в местах лишения свободы, имеющиеся проблемы и перспективы развития взаимодействия для снижения рецидивной преступности.
От Воронежской области на конференции выступили:
заместитель руководителя департамента социальной защиты Воронежской области Новицкая Е.В. Была озвучена конкретная помощь и поддержка правительства Воронежской области общественным организациям региона, занимающихся реабилитацией освободившихся осужденных.
Председатель Общественной наблюдательной комиссии Воронежской области А.Е. Малахов, сообщивший о формах взаимодействия общественных организаций с государственными органами Воронежской области в вопросах подготовки (адаптации) осужденных к лишению свободы к жизни после отбытия наказания, их реабилитации после выхода на свободу.
Начальник отдела аппарата уполномоченного по правам человека в Воронежской области С.В. Писарев, сообщивший о деятельности некомерческих организаций АНО «Назорей» и «Лига защиты прав потерпевших», положительно и активно занимающихся проблемами ресоциализации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Было отмечено, что при всей важности, целесообразности данной деятельности, роль ее несущественна. Причина — крайняя ограниченность данных некомерческих организаций создавать условия проживания освободившимся и нуждающимся людям, организовывать их трудоустройство, заниматься решением социальных вопросов первой очереди — оформлением гражданства, регистрацией, установления права на выплату социальных пособий (в т.ч. пенсий), оказание первой медицинской помощи и т. п. Конечно, помощь региональных органов исполнительной власти весьма ощутима и, тем не менее, для стабильной и эффективной деятельности реабилитационных центров данного профиля необходима законодательная поддержка на федеральном уровне. Подводя итоги конференции М.В. Каннабих было озвучено, что все высказанные предложения и замечания будут проанализированны, обобщены для выработки предложений и рекомендаций по совершенствованию данной деятельности.