г. Воронеж, ул. Пушкинская, 12

(473) 276-63-64

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 65

Координационный совет российских уполномоченных по правам человека

DSC00054.jpg

9-10 июня 2014 г. в Москве прошло очередное заседание Координационного совета  российских уполномоченных по правам человека.

Со вступительным словом выступила Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Памфилова Элла Александровна. В своём выступлении она выделила несколько ключевых положений по предстоящей работе. Намечена реорганизация самого аппарата Уполномоченного и создания в нём управления законодательных инициатив. Будет продолжена ранее начатая законотворческая работа по регулированию и взаимодействию федерального и региональных уполномоченных. Элла Памфилова предложила изменить структуру ежегодного доклада Уполномоченного -  доклад должен состоять из двух частей: первая часть, основанная на глубинном анализе, должна освещать реальную ситуацию в стране с проблемами по осуществлению конституционных прав граждан; в вторая часть должна представлять собой непосредственно отчет о деятельности уполномоченного по правам человека. В конце доклада должны содержаться конкретные предложения организационного, административного и законодательного характера по изменению ситуации как на региональном, так и на федеральном уровнях.

 

Для усиления координации федерального и региональных уполномоченных было предложено проводить «выездные приемные» по самым массовым и сложным жалобам населения, что позволит проанализировать системные ошибки и факторы, тормозящие решение проблем.

 

На встрече обсуждались следующие вопросы:

 -Сообщество омбудсманов: формы взаимодействия и задачи (Сопредседатель Координационного Совета российских уполномоченных по правам человека Скупова Ирина Анатольевна).

-Информация начальника Управления государственной защиты прав человека аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Тамбовцева Владимира Владимировича о состоянии и перспективах продвижения Законодательных инициатив об основах деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.

-Система взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. (Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан Омарова Уммупазиль Авадзиевна).

 -Взаимодействие уполномоченных по правам человека с органами власти, институтами гражданского общества и экспертными сообществами.(Уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае Березуцкий Юрий Николаевич).

 -Особенности взаимодействия уполномоченных по правам человека с федеральными органами власти и их территориальными подразделениями в субъектах РФ. (Уполномоченный по правам человека в Оренбургской Чадов Анатолий Михайлович).

 -Публичное позиционирование института уполномоченных по правам человека.(Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Мерзлякова Татьяна Георгиевна).

 - Роль УПЧ в субъектах РФ по реализации «Основ государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». (Уполномоченный по правам человека в Воронежской области Зражевская Татьяна Дмитриевна).

Текст выступления Т.Д.Зражевской.

 

1. Направления возможного участия и место УПЧ в создаваемой системе реализации государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

 

 "Основы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан" были утверждены Президентом России 04.05.2011.

 

В реализации государственной политики участвуют и взаимодействуют федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления, профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов, а также другие организации и структуры гражданского общества. (социальное партнёрство)

 

Государство создаёт условия, обеспечивающие:

 

-развитие правовой грамотности и правосознания граждан;

 

-их осведомлённость о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке;

 

-доступ граждан к квалифицированной юридической помощи.

 

Именно участие в создании этих условийи является ролью УПЧ в реализации государственной политики.

 

При этом практически все основные направления государственной политики могут реализовываться с участием УПЧ. Это:

 

1) правовое просвещение и информирование граждан;

 

2) развитие правового образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях;

 

3) совершенствование системы юридического образования;

 

4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, для повышения уровня правовой культуры и правосознания;

 

5) совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов по обеспечению законности и правопорядка, повышению правосознания служащих;

 

6)создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.

 

 

Актуальность: На сегодняшний день правовая грамотность населения пока еще находится на явно недостаточном уровне для понимания и отстаивания своих прав и интересов. Это зачастую в практике работы УПЧ приводит либо к необоснованным обращениям, либо к невозможности исправить ситуацию в связи с пропуском сроков, отсутствием юридически значимых документов.

 

Поскольку развитие правовой грамотности и правосознания является общегосударственной задачей, одним из ключевых условий эффективности ее решения должно статьулучшение взаимодействия между государственными органами и активизация участия общественных структур.

 

 Решением Министра юстиции Российской Федерации при Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» созданы рабочие группы для выработки конкретных решений в данной области. В состав группы по реализации мер государственной политики в области правового просвещения в правовой грамотности были включены УПЧ в Воронежской и Рязанской областях. Первое заседание группы состоялось в июне 2013, второе - в марте 2014 года. На сегодняшний день можно пока констатировать недостаточность уровня взаимодействия и активности в данной работе под эгидой Минюста. Для ее активизации нами предложено создать и организовать работу постоянно действующих экспертных групп по развитию направлений и форм правового просвещения.

 

 Определенная интеграция усилий в рамках государственной политики реализуется также Экспертным советом по дополнительному образованию взрослых и просветительской деятельности Комитета Государственной Думы по образованию - региональные УПЧ участвуют в его работе.

 

 Весьма результативным может быть участие УПЧ в организации взаимодействия по реализации государственной политики на региональном уровне. Так, например, в Калужской областиУполномоченным была разработана ведомственная целевая программа «Защита прав человека и правовое просвещение» на 2013-2015 годы, для реализации которой работает Координационный совет при губернаторе области по правовому воспитанию.

 

 

В плане улучшения взаимодействия представляется важным активизировать федеральные и региональные образовательные учреждения, участие которых в правовом просвещении еще недостаточное (кроме собственно юридических). В качестве положительных примеров здесь можно отметить:

 

-организацию магистерских программ по правам человека (Москва, Воронеж, Казань, Пермь);

 

-проведение семинаров и подготовка методических пособий для преподавателей школ .

 

 В сфере правовой помощи и просвещения перспективным представляется налаживание взаимодействия УПЧ с негосударственными структурами:

 

-Ассоциацией юристов России;

 

-Общественной Палатой Российской Федерации;

 

-адвокатским сообществом;

 

-некоммерческими правозащитными организациями.

 

Складываются следующие организационные формы такого взаимодействия:

 

-юридические клиники;

 

-дни бесплатной юридической помощи;

 

-бесплатные адвокатские консультации;

 

-круглые столы и семинары.

 

 

Важным резервом расширения взаимодействия в сфере правового просвещения является укрепление сотрудничества российских УПЧ с международными организациями.

 

Примером такого взаимодействия является ежегодное проведение зимней академии и летней школы по правам человека в рамках осуществления Консорциумом ВУЗов магистерской программы «Международная защита прав человека» под эгидой Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. Цели этих мероприятий: повышение квалификации преподавателей; обсуждение методологии преподавания прав человека; презентация инновационных курсов и обмен опытом их внедрения в учебный процесс.

 

 

 

2. Перспективные практики, формы и методы правового просвещения с позиций УПЧ

 

 Распространение информации о правах человека и их защите является одной из основных функций УПЧ. Подавляющее большинство региональных УПЧ творчески относятся к данному виду своей деятельности и активно его практикуют. При этом используются как традиционные формы, так и инновационные.

 

 Использование СМИ

 

Практически все УПЧ используют бумажные и электронные СМИ для правового информирования населения, давая интервью, участвуя в различных передачах, направляя для публикации статьи и доклады. Значительная часть региональных УПЧ выпускают также собственные периодические издания, используемые для правовой пропаганды и обмена опытом. Все это - безусловно положительная практика.

 

В то же время, в интересах нашего сообщества в 2011 году был учрежден и выпускается издательской группой "Юрист" федеральный научно-практический журнал "Омбудсмен", Подготовка номеров журнала к публикации осуществляется УПЧ в Воронежской области и его аппаратом. Ряд уполномоченных являются членами его редколлегии и авторами. В опубликованных статьях за 2012-2013 годы были обсуждены следующие основные темы:

 

-проблемы разработки Федерального закона "Об основах деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ";

 

-трансформация понятия и функций омбудсмена, анализ его статуса в современном обществе;

 

-вопросы реализации общественного контроля, правового просвещения, юридической помощи с позиций омбудсмена;

 

-гендерные и социальные аспекты защиты прав человека;

 

-обобщение деятельности омбудсменов в России и других странах.

 

 Создание организационных структур

 

К зарекомендовавшим себя организационным формам правового информирования и помощи можно отнести:

 

-юридические клиники (ряд регионов);

 

-центры правовой информации на базе областных и муниципальных библиотек (Орловская область);

 

-координационные советы и рабочие группы (Калужская область).

 

Использование интернет-технологий

 

Интернет приобретает все большее значение (особенно для молодого поколения) как среда получения информации. К наиболее перспективным способам ее донесения со стороны УПЧ относятся:

 

-оперативное информирование о своей деятельности на веб-сайтах (почти все региональные УПЧ);

 

-организация он-лайн коммуникаций в режиме "вопрос-ответ" (существенная часть УПЧ);

 

-создание общедоступных специализированных информационных ресурсов (баз знаний, википедий), включающих справочную и методическую информацию о различных организационных структурах (государственных и общественных в мире, России и ее регионах), правах человека и их защите, а также знания по смежным тематикам (Воронеж).

 

 Повышение наглядности информационных и методических материалов

 

Общепризнано, что визуализация и расширение форм представления информации, как правило, повышает ее усвояемость. В качестве инновационных методов (которые мы осваиваем у себя) можно предложить:

 

-создание мультимедийных пособий и их распространение на электронных носителях либо через Интернет (диск к 20-летию Конституции);

 

-внедрение в работу по правовому просвещению форм и методов социальной рекламы.

 

 Применение интерактивных методик

 

Интерактивность придает дополнительную динамику процессу правового обучения. К новым формам, которые нужно, на наш взгляд, осваивать относятся:

 

-дискуссионные формы (клуб омбудсмена как площадка для дискуссий, обсуждение проблемных видеосюжетов по методике "Дома Анны Франк" и т.д.);

 

- игровых (ролевых) практик.

 

 Привлечение художественного творчества

 

Художественные произведения могут за счет образности и авторских эмоций сделать яркой и запоминающейся даже совершенно тривиальную информацию. В этой области УПЧ могут практиковать:

 

рганизацию конкурсов творческих работ различных форм (статьи, фильмы, презентации, фото) по тематике прав человека (практикуется рядом УПЧ);

 

-поддержку в регионах показов фильмов о правах человека в рамках кинофестиваля "Сталкер" (прошел в 2014 г. в Воронеже и запланирован на будущее);

 

-поощрение (поддержка) таких инициатив правозащитных НКО, как проекты по созданию мультфильмов по правам человека (и даже комиксов) с учетом образности этих жанров и востребованности у молодежи.

 

 

 

С учетом быстро меняющейся ситуации и высокой активности региональных УПЧ в сфере правового просвещения, а также важности и актуальности этого вида деятельности все большее значение приобретают вопросы оперативности и полноты процесса обмена опытом. Для их обеспечения нужны соответствующие коллективные печатные и электронные площадки (периодические издания и интернет-сайты). Поэтому в заключение выступления предлагаю сообществу российских УПЧ активнее использовать упомянутый журнал "Омбудсмен", а в качестве общего методического интернет-ресурса - организованный на базе веб-портала УПЧ в Воронежской области "Вики-справочник правозащитника", информацию о котором можно получить у руководителя аппарата.

 

 

 

CZPM

Яндекс.Метрика