Незрячий зрячую ведет
Почему аттракционы не для инвалидов
Елена ТЮРИНА
Виталий ГРАСС (фото)
Мы шли по кафельному полу, из колонок рвалась музыка, из-за которой я не слышала палочку. Боялась, что собью прохожего или врежусь в какой-нибудь лоток с леденцами. Нелегко быть слепой, особенно когда еще полчаса назад ты могла видеть.
«Вдруг вы еще больше ослепнете»
Незрячая семья, Руслан и Татьяна Журавлевы, хотела покататься в парке аттракционов, но сотрудники Star&Mlad их не пустили.
– Два года назад я был в этом же парке с женой и ее сестрой, – рассказал Журавлев. – Получили массу впечатлений, прокатились на многих аттракционах. Меня пропустили, возможно, потому, что у меня не было трости. В этот раз я был с тростью, девушка на кассе сказала, что не пустит нас, потому что «не уверена в моей адекватности». Отправила нас к операторам спрашивать, возьмут ли они под свою ответственность.
В зал к администраторам ребята пошли вдвоем: Татьянина сестра и ее парень. Но их все равно не пустили: «Вдруг вы еще больше ослепнете».
– Хотя Воронеж – очень дружелюбный город, – заметил Руслан. – Я живу здесь три года, приехал из Татарстана. Люди понимающие. Меня как-то таксист увез неизвестно куда, но я не боялся заблудиться, потому что знал: мне помогут
, если что. А то, что произошло в «Граде»… Самое удивительное, что после этого я играл здесь же на втором этаже в боулинг. Ни от кого из сотрудников никаких претензий не было.
Ситуация была неоднозначной. Я предложила Руслану сходить в «Град» вместе. С условием: я примерю на себя роль слепой.
Палочка-выручалочка
В руках у меня была трость Руслана. Очки я забыла, поэтому пришлось посильнее зажмуриться.
– Ты делаешь шаг левой ногой, а палочка должна быть в это время справа, – учил Руслан. – Тебе нужно просчитывать все на шаг вперед. Води ей тщательно, чтобы не споткнуться и не упасть. Только не открывай глаза, иначе ты не прочувствуешь.
Я делала первые шаги, Руслан – помогал и уже не гнал. А ходит он очень быстро. Еще Руслан спросил, что я слышу. А что я могла слышать? Ну, щелкнула палка об асфальт. Руслан же по звуку определял, где заканчивается дорога, что в исследуемом месте есть - бугорок или ямка и скоро ли будут ступеньки.
Периодически я подсматривала за реакцией сидящих на лавочках людей. Как правило, они поджимали ноги либо таращились на нас.
Когда репетиция была закончена, я сказала Руслану, что у меня в голове были картинки местности и я шла по ним. Спросила, что представляет он.
– Ничего, там темнота.
Простите, но нет
В «Град» мы приехали вечером в будни. Я уже была в очках и с тростью. Для большей правдоподобности несколько минут бродили возле входа в парк аттракционов, обогнули пару раз ближайший лоток с леденцами. Потом я спросила у проходившей мимо девушки дорогу к аттракционам. Та замялась и сказала, что нам прямо, через несколько секунд вернулась, взяла меня под руку, чтобы довести.
Кассирша, как мы и думали, сказала, что не может нас пустить, потому что это запрещено правилами, и отправила нас к операторам. Там нам тоже отказали. Оператор карусели «Шторм» был в замешательстве и, кажется, сильно растерялся: стал показывать нам на стенд с правилами: мол, посмотрите, вот тут написано.
– Я же отвечаю за то, что делаю, – парировал Руслан. – Я взрослый человек, со мной ничего не случится.
– Ну, понимаете, я бы вас пустил, честно, – тихо сказал оператор. – Но нам нельзя.
Пришедший администратор тоже, видимо, был в замешательстве от происходящего. Он сдержанно говорил о тех же правилах. Итог был один – нет.
Инструкция по применению
– Важнейшая задача парков аттракционов – не только дарить посетителям радость и яркие эмоции от посещения, но и обеспечивать всестороннюю безопасность. В соответствии с нормативной базой для допуска к катаниям существует ряд ограничений, таких как возраст, рост, вес посетителя, видимые заболевания опорно-двигательного аппарата, физические и психические нарушения здоровья, – ответили в пресс-службе «Группы компаний Хамина» (владельца «Града»).
Также пояснили: правила можно почитать в кассовой зоне, а ограничения на использование аттракционов для отдельных категорий посетителей связаны с техническими характеристиками и не имеют никакого отношения к дискриминации посетителей. Аттракционы являются источниками повышенной опасности, они должны эксплуатироваться в точном соответствии с правилами, установленными изготовителем. Именно поэтому катание на аттракционе «под ответственность» посетителя не допускается.
Люди с ограниченными физическими и психическими возможностями могут посетить воронежский океанариум, концертный зал Event-Hall, кинотеатр Star&Mlad, боулинг, бильярд и зону игровых симуляторов, – добавили в пресс-службе. – Для инвалидов 1-й и 2-й групп есть специальные льготы и скидки.
В Роспотребнадзоре сказали, что инвалиду могут отказать в оказании услуг в соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»:
– Потребители в наглядной и доступной форме должны быть ознакомлены с правилами и условиями эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг), в том числе с медицинскими противопоказаниями для соответствующих видов услуг. Информация должна быть размещена в первую очередь на стендах в непосредственной близости от аттракционов. Этой мерой обеспечивается безопасность посетителей.
Среда необитания
По словам директора областной библиотеки для слепых имени Короленко Милены Бережной, для инвалидов тоже должны быть созданы условия в сфере развлечений:
– Не полезет человек туда, где есть опасность для его жизни. Но мне кажется, что и эта среда должна быть адаптировала для инвалидов. Возможно, стоит создать специальные кабинки или крепления. Но еще важнее, чтобы персонал был подготовлен к общению с такими людьми: в нашей стране это 10% населения. А у инвалидов и общества есть коммуникативные проблемы. Мы, в свою очередь, готовы проводить тренинги: вышли с инициативой к Евгению Хамиину, написали ему письмо, но ответа не последовало.
Проблемы с социализацией инвалидов видит и председатель воронежского отделения Всероссийского общества слепых Наталья Городцова. По ее словам, многого удалось добиться с помощью программы «Доступная среда», но по-прежнему часто к инвалидам относятся как существам, которые не могут ни говорить, ни слышать.