г. Воронеж, ул. Пушкинская, 12

(473) 276-63-64

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В 2018 году отмечается 70-летие принятия ООН Всеобщей декларации прав человека

 

2012 - 4 место Елена Добрынина:"Особые ученики обычной школы"

Особые ученики обычной школы

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалиды смогут вместе со здоровыми сверстниками посещать дет­ские сады и учиться в обычных классах государственных общеобразовательных школ.

С 27 июля прошлого года действует Положение об организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Воронежской области, согласно которому каждый ребенок с ОВЗ имеет право обучаться в том образовательном учреждении, в котором он хочет.
На заседании круглого стола на тему «Инклюзивное образование: опыт и проблемы внедрения на первом этапе» заместитель председателя комитета облдумы по труду и соцзащите населения Оксана Хоронжук сообщила, что чуть меньше года назад в регионе стартовал экспериментальный проект внедрения инклюзивного образования в четырех общеобразовательных школах. За это время организовано дистанционное обучение инвалидов, 129 детям дома установлено компьютерное оборудование и бесплатно подключен Интернет. «Теперь мы должны перейти от этапа внедрения к стабильной систематической работе в сфере инклюзивного образования», — подчеркнула Хоронжук.
В настоящее время в нашей области проживает более 5 тысяч детей школьного возраста, имеющих ограничения по состоянию здоровья. Из них чуть более 2 тысяч человек обучаются в 500 массовых общеобразовательных школах. Остальные 349 школ таких учеников не принимали.

ОТ ЭКСПЕРИМЕНТА - К СИСТЕМЕ
В разработке Положения об организации интегрированного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях Воронежской области непосредственное участие принимала Воронежская региональная общественная организация инвалидов «Искра надежды». Ее председатель, кандидат педагогических наук доцент ВГПУ Татьяна Поветкина убеждена, что инклюзивное образование, включение ребенка в общеобразовательную школу экономически более выгодно, чем обучение его в интернате или коррекционном образовательном учреждении. Однако у ребенка с инвалидностью — особые образовательные потребности, поэтому ему нужно создавать определенные условия.
По мнению депутата Анны Царалунга, необходимо разработать справедливую систему оплаты труда учителей, преподающих в классах, где находятся дети с различными возможностями здоровья, а также обеспечить наличие в школах оборудования, помогающего таким детям в процессе обучения. Татьяна Поветкина привела в пример закон, принятый в Архангельской области, который, в частности, устанавливает коэффициенты, увеличивающие зарплату учителя в зависимости от различных факторов, связанных с обучением детей-инвалидов. Подобный закон, регулирующий вопросы обучения детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях, необходим и в нашем регионе.
В Воронежской области уже создается инновационная площадка по инклюзивному образованию, которая включает в себя школы
№ 30, 67 и 97, центр допобразования «Реальная школа» и дошкольные учреждения № 33, 133, 167.
Режим экспериментальной — площадки дает возможность создавать индивидуальное штатное расписание: ввести дополнительные должности, например, дефектолога или тьютора, медицинского работника, других сотрудников, необходимых для сопровождения ребенка с ОВЗ в течение периода обучения, — подчеркнул начальник отдела охраны прав детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Валерий Трещалин.
В рамках федеральной и долгосрочной областной целевых программ «Доступная среда» выделены средства на создание беспрепятственного доступа детей с ОВЗ и детей-инвалидов в эти 7 образовательных учреждений, а также еще в 40 школ Воронежской области, ремонт в которых должен быть осуществлен в течение ближайших 5 лет. А первой смогла похвастать новеньким металлическим пандусом, расширенным дверным проемом в здание и отремонтированными сантехническими комнатами школа № 67 Левобережного района Воронежа.

ИНКЛЮЗИВНЫЙ ЛОНДОН
На Западе инклюзивное образование существует уже не один десяток лет. Вот с какими впечатлениями, к примеру, вернулась из учебной поездки в Великобританию, организованной в рамках проекта «Создание движения «За инклюзивное образование» в России», учительница английского языка СОШ № 67 Марина Тонких:
В Британии созданы все условия, — чтобы человек с ограниченными возможностями здоровья чувствовал себя нормальным членом общества. В Лондоне для таких людей доступны большинство станций метро, все переходы, даже санузлы в кафе оборудованы под их нужды. Начальную школу, согласно закону, в Британии обязаны посещать все без исключения дети в возрасте от 5 до 11 лет.
В каждом классе там вместе с обычными малышами занимаются до 4 детей с особыми потребностями в обучении. Причем к каждому из них приставлено по одному ассистенту учителя, который помогает ребенку с ОВЗ осваивать материал, при необходимости оказывает практическую помощь.
За пять дней Марина Тонких посетила дошкольные учреждения и начальные школы Лондона и Ноттингема, где успешно практикуется воспитание детей с ОВЗ. А также побывала на открытых уроках в инклюзивных классах, ознакомилась с методическим и материально-техническим оснащением, пообщалась с родителями и учителями детей-инвалидов.
Безусловно, для того чтобы применить опыт Запада и ряда регионов России в Воронежской области, понадобятся современные средства обучения, новая аппаратура, учебные планы, рассчитанные на тех детей с отклонениями в здоровье, которые не смогут успевать за всеми по общеобразовательной программе... Для решения возникающих проблем и вопросов скоро начнет функционировать областной Центр инклюзивного образования, который в первую очередь займется разработкой рекомендаций по работе со школьниками с ограниченными возможностями. Также будет создан Общественный совет по образованию детей с ОВЗ при уполномоченном по правам ребенка при губернаторе Воронежской области, который выработает план действий по реализации инклюзивного образования в регионе.

Елена Добрынина

Яндекс.Метрика