г. Воронеж, ул. Пушкинская, 12

(473) 276-63-64

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

2012 -6 место Кузнецов Александр: "Соблюдение прав человека в уголовно-исполнительной системе"

Помощник начальника управления по соблюдению прав человека в УИС

УФСИН по Воронежской области

Кузнецов Александр Владимирович

 

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Гарантии конституционных прав, идеи гуманизма применительно к осужденным и заключенным под стражу имеют глубокий социальный смысл. В процессе отбывания наказания осужденному нужно дать возможность сохранить человеческий облик, подготовиться к полноценной жизни на свободе. Одним словом, дать шанс для возвращения к социальным нормам поведения. Поэтому уголовно-судебная и уголовно-исполнительная политика претерпевают серьезные изменения в сторону сведения к минимуму негативных социальных последствий лишения свободы, как для осужденного, так и для его семьи, для общества, членом которого он остается и в период отбывания наказания, и после него.1

Все эти положения нашли свое отражение в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р2, основными целями которой являются:

  • повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;

  • гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.

Для решения поставленных целей определены основные направления деятельности, в частности, – это:

  • совершенствование уголовно-исполнительной политики;

  • строительство и ввод в эксплуатацию новых и реконструкция действующих учреждений в соответствии с европейскими стандартами, что позволит устранить основания для обращений российских граждан в Европейский Суд по правам человека;

  • выполнение санитарно-гигиенических требований к условиям содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, повышение нормативов жилой площади для спецконтингента;

  • создание условий для трудовой занятости осужденных;

  • развитие социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в направлении обеспечения их ресоциализации, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения;

  • создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению, включая обновление механизма условно-досрочного освобождения;

  • предоставление возможности в зависимости от поведения и деятельного раскаяния изменения условий отбывания наказания, а также по решению суда – изменения вида исправительных учреждений, и ряд других.

В рамках совершенствования сотрудничества с институтами гражданского общества и осуществления контроля за деятельностью пенитенциарной системы Концепция предусматривает:

  • обеспечение прозрачности в деятельности уголовно-исполнительной системы на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний,

  • осуществление общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации,

  • сотрудничество с неправительственными организациями, средствами массовой информации, изучение общественного мнения о работе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также разъяснение имеющих публичное значение аспектов уголовно-исполнительной политики, прав и обязанностей осужденных, их родственников и близких, публичная реакция на получившие общественный резонанс запросы и жалобы в адрес учреждений уголовно-исполнительной системы,

  • принятие мер по содействию общественным наблюдательным комиссиям.

В настоящее время в каждом территориальном органе УИС России выстроена система контроля за соблюдением прав и свобод человека.

Уже более 10 лет функционирует институт помощников начальников территориальных органов по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе, который стал действенным звеном в системе надзора за соблюдением законности в УИС.

Сейчас помощники по соблюдению прав человека в УИС осуществляют ведомственный контроль за деятельностью учреждений пенитенциарной системы в сфере обеспечения прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы.

Они контролируют устранения имеющихся причин и условий нарушения прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников УИС региона, участвуют в организации посещения учреждений УИС Уполномоченным по правам человека в Воронежской области, представителей общественных наблюдательных комиссий и правозащитных организаций, осуществляет их сопровождение, принимают участие в организации и проведении федеральных и региональных избирательных кампаний в следственных изоляторах региона, осуществляют контроль за соблюдением в учреждениях УИС требований Европейских пенитенциарных правил, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других международных стандартов в сфере обращения с заключенными, а также за устранением нарушений прав человека, выявленных Европейским Судом по правам человека и Европейским комитетом по предупреждению пыток.

Интересы защиты человека, его прав и свобод требуют от государства активных действий. Одним из наиболее действенных механизмов этой защиты была и остается прокуратура, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.

Ярким проявлением правозащитного предназначения прокуратуры пред­стает осуществляемый ею надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина3, а как его составная часть – надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и назначае­мые судом меры принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Эта отрасль прокурорского надзора не только непосредственно связана с укреплением законности в деятельности учреждений и органов УИС в целом. В неменьшей мере она состоит в реальной защите и обеспечении прав и законных интересов осуж­денных, которые в силу изоляции от общества остаются наименее защищен­ными4. Охраняя права и законные интересы лишенных свободы, прокурор­ский надзор защищает законность и правопорядок, без которых немыслимо нормальное функционирование пенитенциарных учреждений, выполнение стоящих перед ними задач. Успешное достижение этой цели является гаран­тией укрепления законности в этой важной сфере общественных отношений, так как служит охране прав и законных интересов государственных органов и отдельных граждан, предупреждает ошибки, снижающие эффективность борь­бы с преступностью и влекущие ущемление прав осужденных5.

Надзор за исполнением законов администрацией исправительных учреж­дений является самостоятельным направлением деятельности прокуратуры, для реализации которой созданы и функционируют соответствующие подраз­деления как в Генеральной прокуратуре, так и в прокуратурах субъектов Рос­сийской Федерации. Имеются и специализированные прокуратуры, занима­ющиеся исключительно надзором за законностью в учреждениях УИС.

Отличитель­ной чертой надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных на­казаний являются его широта и многовекторность. Такая организация проку­рорского надзора позволяет, образно говоря, не оставлять осужденного один на один с администрацией исправительной колонии, ставя между ними как бы независимого арбитра для оперативного разрешения в рамках закона кон­фликтных или спорных ситуаций. Это особенно важно, если иметь в виду то, что гражданин, отбывающий наказание, в силу изоляции от общества остает­ся наименее защищенным в плане возможности самостоятельно добиваться соблюдения своих прав.

Высокая степень эффективности прокурорского надзора обусловлена еще и тем, что, во-первых, любой осужденный может письменно или устно обра­титься с жалобой непосредственно к прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов в данном исправительном учреждении.

Во-вторых, прокурор имеет возможность незамедлительно принять меры к устранению имеющегося нарушения закона.

В-третьих, требования прокурора об устранении нарушений закона

 

обя­зательны для администрации исправительного учреждения.6

Выдвижение на передний план правозащитной функции прокуратуры и происшедшие изменения в уголовно-исполнительной политике государства предполагают возрастание интенсивности прокурорского надзора на данном направлении, решительный отход от проявлений формализма, повышение требовательности в вопросах устранения нарушений законности и привлече­ния к ответственности виновных должностных лиц.

В Воронежской области на межведомственном заседании по вопросам координации и взаимодействия правоохранительных органов в сфере соблюдения прав и свобод осужденных, обратившихся в Европейский Суд по правам человека, принято решение о совместных выездах помощника начальника УФСИН России по Воронежской области по соблюдению прав человека в УИС и сотрудников Воронежской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в колонии области с целью выяснения причин обращения осужденных в ЕСПЧ, проверки условий содержания и соблюдения их прав и свобод.

Таким образом, прокурорский надзор предстает здесь в качестве одной из важнейших правовых гарантий соблюдения законности и прав человека в местах лишения свободы.

Еще одним правовым средством защиты прав человека является институт уполномоченного по правам человека. Тюрьмы – это постоянный объект пристального внимания со стороны омбудсмена.7

В связи с назначением Уполномоченного по правам человека в Воронежской областив июне 2011 года подписано соглашение о взаимодействии Уполномоченного по правам человека в Воронежской области и УФСИН России по Воронежской области в вопросах защиты прав и свобод человека и гражданина.

Омбудсмен обеспечивает выполнение гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и содействует их соблюдению и уважению со стороны органов власти и руководителей организаций.

В течение 2011 года Уполномоченный и сотрудники его Аппарата посетили все учреждения УИС региона.

Кроме того, по рекомендации УФСИН были подобраны кандидаты на должности общественных помощников уполномоченного по правам человека в учреждениях УИС Воронежской области.

Опыт организации института общественных помощников уполномоченного по правам человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы первым в России был предложен Уполномоченным по правам человека в Саратовской области в 2000 году. Теперь этот опыт перенимают другие регионы. Не стала исключением и Воронежская область.

Аппаратом уполномоченного по правам человека в Воронежской области и региональным УФСИН проведены два рабочих совещания с общественными помощниками по вопросу организации совместной деятельности и взаимодействия. Общественный помощник в учреждении осуществляет свою деятельность на общественных началах и безвозмездной основе. Это очень важно. Здесь нет «случайных» людей, ищущих корысть или выгоду. Главное для общественных помощников – это возможность оказывать реальную помощь, содействие в решении многочисленных вопросов как осужденных, так и сотрудников и через это влиять на внутреннюю обстановку в учреждении, снимать напряженность. Этот институт имеет хорошие перспективы и играет большую роль в совершенствовании деятельности по соблюдению прав человека в пенитенциарной системе региона.

Уголовно-исполнительная система, являясь государственным институтом, в задачи которого входит ограничение прав и свобод человека в целях и пределах, установленных законом, не может быть свободна от контроля со стороны общества. Система призвана защищать не свои собственные, а общественные интересы.

Общество вправе требовать от системы надлежащего исполнения законов и соблюдения прав человека, но не должно оставаться безучастным к проблемам исправительных учреждений, где права осужденных зачастую нарушаются не умышленно, а из-за отсутствия необходимых условий, в том числе и материальных.

В этой связи уголовно-исполнительная система должна обеспечить открытость тюрем для общества, признавая приоритетность следующих принципов8:

  • общество должно осознанно принимать учреждения исполнения наказания и заключенных как часть гражданского общества,

  • сотрудники учреждений исполнения наказания должны воспринимать, что они выполняют общественно важные задачи;

  • посещение учреждения исполнения наказания представителями общества является важнейшим условием для обеспечения принципов надлежащего обращения с заключенными и их социальной адаптации.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» с целью обеспечения деятельности общественных наблюдательных комиссий при посещении учреждений уголовно-исполнительной системы приказом ФСИН России от 28 ноября 2008 года № 652 утверждено соответствующее Положение о порядке посещения учреждений УИС членами общественных наблюдательных комиссий.

Так, в 2009 и 2010 годах члены ОНК Воронежской области посетили учреждения УИС региона по 25 раз. В 2011 году – 31 раз, а за 9 месяцев 2012 года – 19 раз.

Свои визиты члены ОНК строят согласно закону в соответствии с формами своей деятельности, основываясь на принципахнезависимости в оценках ситуаций, принципиальности в отстаивании прав человека и требований закона, публичности и открытости деятельности,

профессионализма и компетентности, взаимного уважения и партнерских отношений с контролируемыми органами.9

Проблемных или конфликтных ситуаций при посещении учреждений УИС Воронежской области членами общественной наблюдательной комиссии региона за все это время не было.

Большое внимание уделяется ресоциализации и адаптации.

Ориентация на возвращение осужденных в общество.

Условие, что заключенный после отбывания уголовного наказания возвращается в общество, определяет условие, что с момента лишения свободы он должен готовиться к такому возвращению в качестве полноценного гражданина.

Эта задача для уголовно-исполнительной системы должна иметь важнейшее стратегическое значение во всех аспектах обращения с осужденными.

Приоритет обращения с осужденными – их социальная адаптация.

Государство призвано создать оптимальные условия в социальной адаптации освобождающихся, чтобы обеспечить лучшие возможности его возвращения в общество.

Поддержка осужденного в разрешении проблем социальной адаптации должна обеспечиваться как за весь период отбывания уголовного наказания, в момент выхода на свободу, так и в первоначальный период его нахождения на свободе.

Эффективность такой поддержки имеет прямую связь с задачей уменьшения рецидива совершения преступлений.

Общественная наблюдательная комиссия Воронежской области совместно с УФСИН России по Воронежской области ведет работу по оказанию помощи в социальной адаптации лицам, освобожденным из мест лишения свободы, через Автономную некоммерческую организацию «Назорей». Активно в эту работу включился и «Совет ОНК».

Организации осуществляют сбор и передачу пожертвований в учреждения исполнения наказаний, привлекают предприятия различных форм собственности, отдельных граждан – добровольных помощников для попечительской работы; информируют общественность о проблемах и нуждах органов и учреждений исполнения наказаний; занимаются организацией трудовой занятости осужденных, обеспечением развития их индивидуально-трудовой деятельности, художественно-прикладного творчества, а также сбыту их продукции; организовывают благотворительные концерты, спортивные, просветительские и культурные мероприятия, пополняют библиотечные фонды учреждений исполнения наказаний; содействуют медицинскому обслуживанию осужденных; организации процесса обучения осужденных; оказывают правовую, социальную и психологическую помощь осужденным и освобождающимся, в том числе и по вопросам трудового и бытового устройства; оказывают помощь в отправлении религиозных обрядов, в создании и посещении культовых учреждений; участвуют в решении проблем деятельности органов и учреждений исполнения наказаний и их сотрудников.

С практической точки зрения одной из самых действенных форм контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания является их непосредственное посещение.

Посещение обязательно включает в себя обход территории учреждения.

Необходимо отметить, что посещения учреждений исполнения наказаний выполняют сразу две функции:

  • превентивная функция (сам факт того, что кто-то посторонний регулярно посещает места лишения свободы, уже способствует защите лиц, лишенных свободы);

  • непосредственная защита (посещения позволяют немедленно реагировать на проблемы лиц, содержащихся под стражей).

Еще одним важным элементом системы защиты прав человека представляется личный прием граждан, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Кроме того, визитерами, в целях мониторинга реальной ситуации, регулярно проводятся коллективные занятия со спецконтингентом, лекции, анкетирования, беседы в формате «вопросов и ответов»

Такой контакт с контролирующими субъектами, основанный на взаимном уважении, способствует установлению конструктивного диалога, в ходе которого уполномоченные лица высказывают свое мнение об условиях работы и о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться. Умение установить нормальные рабочие отношения, вести переговоры, цивилизованно отстаивать свою позицию является одним из критериев профессионализма.

УФСИН России по Воронежской области широко освещает в средствах массовой информации деятельность по обеспечению прав человека в пенитенциарной системе, в частности, работу членов общественной наблюдательной комиссии и уполномоченного по правам человека региона, результаты посещения ими учреждений уголовно-исполнительной системы Воронежской области. Информация размещается на официальных сайтах ФСИН России и УФСИН России по Воронежской области, видеоролики демонстрируются на федеральных и региональных каналах, регулярно публикуются материалы в газете УФСИН России по Воронежской области «Преступление и наказание».

В заключении, хотелось бы отметить, что УФСИН России по Воронежской области самым внимательным образом отнесится к проблемам и вопросам, которые связаны с правозащитной деятельностью, и обязательно учитывает их в своей работе, направленной на соблюдение и укрепление прав человека в местах лишения свободы.

1 Выступление Директора ФСИН России А.А. Реймера на заседании коллегии Минюста России по вопросу «О соблюдении прав человека в учреждениях ФСИН России» 16 декабря 2010 года // www.fsin.su.

2 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2012. - № 12. С. 2 – 15.

3 См.: Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита Российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. – М.: Издательский дом «Городец», 2007. – 464 с.

4 См.: Коптяева О. Роль прокуратуры в обеспечении юридической помощи осуж­денным // Законность. – 2006. – № 12.

5 См.: Спиридонов Б.М. Прокурорский надзор за соблюдением законности в исправительно-трудовых учреждениях. – М.: Изд-во МГУ, 1978. – С. 9 – 10.

6 Папичев Н.В. Обеспечение прав осужденных и заключенных, содержащихся в местах лишения свободы, в условиях реформирования УИС России: практическое пособие. Омск: Омская академия МВД России, 2007. – С. 62.

7 См.: Папичев Н.В. Обеспечение прав осужденных и заключенных, содержащихся в местах лишения свободы, в условиях реформирования УИС России: практическое пособие. Омск: Омская академия МВД России, 2007. – С. 48 – 59.

8 См. подробнее: Папичев Н.В. Соблюдение законности и прав человека в условиях реформирования УИС России: практическое пособие. Омск: Омская академия МВД России, 2007. – 48 с.

9 См.: Бочаров И.В., Суслов А.Б. Обеспечение прав человека в местах лишения свободы: справочное пособие для общественных наблюдателей. – Пермь, 2012. – 40 с.

CZPM

Яндекс.Метрика