К омбудсмену люди обращаются в самых разных ситуациях, порой кажущимся им безвыходными.
Так, в январе этого года к Уполномоченному по правам человека обратилась жительница Воронежа Ю. Молодая женщина – мать двоих малолетних детей, которым не исполнилось еще и года - оказалась в очень непростой жизненной ситуации и при этом не могла получить пособия по уходу за ребенком
Непреодолимой для нее проблемой стал пресловутый бумажный вопрос. Ее дети были рождены в Польше. И загвоздка возникла с их свидетельствами о рождении.
Ю. сообщила, что обратилась в управление социальной защиты по месту жительства для назначения ей причитающихся выплат как матери двоих детей, однако получила отрицательный ответ. Женщина предоставила свидетельство о рождении. Но документы у нее не приняли, порекомендовав «привести их в соответствие с российскими требованиями», обратившись в суд. И это несмотря на то, что свидетельство было надлежащим образом легализовано на территории Российской Федерации (как того требует п. 54 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012 н). Ст. 38 Конституции Российской Федерации гарантируется право на социальное обеспечение, ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в России права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Кроме того, Россия и Польша являются участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных документов (Гаагская конвенция 1961 г.).
Заявительница просила о помощи, подчеркивая, что никаких источников доходов не имеет, и получение помощи со стороны государства для нее в сложившейся ситуации жизненно важно.
Омбудсмен взяла ситуацию на контроль и обратилась в прокуратуру Воронежской области для проверки законности отказа в назначении пособия матери двоих детей.
Согласно поступившему из областной прокуратуры ответу, в соответствии с действующими международными правовыми актами проставление апостиля не требует легализации документа Республики Польша для предъявления в Российской Федерации. Таким образом, непризнание предоставленных Ю. документов и требование КУ ВО «УСЗН Советского района г. Воронежа» о совершении дополнительных действий по их «приведению в соответствие с российскими требованиями» являются незаконными.
Прокуратурой Советского районо в КУ ВО «УСЗН Советского района г. Воронежа» было внесено соответствующее представление.
Таким образом, благодаря вмешательству в ситуацию омбудсмена права жительницы Воронежа были восстановлены. Гражданка Ю. смогла подать документы на назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.