К уполномоченному по правам человека в Воронежской области обращаются граждане по вопросу содействия в перерасчете размера трудовой пенсии, обусловленного возникшим временным разрывом между датами фактического появления права на такой перерасчет и датой написания заявления в пенсионный фонд (ПФР). Причиной несвоевременного обращения грааждан за перерасчетом пенсии является, как правило, незнание своих прав в области пенсионного законодательства и не получение в отделениях ПФР своевременных разъяснений.
В таких случаях Уполномоченный разъясняет, что перерасчет размера установленной пенсии производится исключительно на основании письменного заявления пенсионера.
Еще раз акцентируем внимание граждан: БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ПРАВ И ЛЬГОТ В РОССИИ РЕАЛИЗУЕТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПО ЗАЯВИТЕЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ.
Вместе с тем, Уполномоченный обратился к Управляющему отделением Пенсионного Фонда РФ по Воронежской области с просьбой обратить внимание сотрудников ПФ на необходимость более качественного информирования населения об основных положениях пенсионного законодательства РФ.
Согласно полученному ответу, отделением и Управлениями Пенсионного фонда по Воронежской области постоянно проводится разъяснительная работа по вопросам установления пенсий с использованием средств массовой информации (путем выступления на телевидении, радио, размещения материалов в газетах), сайта ПФР, при проведении выездных приемов граждан с передвижной (мобильной) клиентской службой и непосредственно в Клиентских службах Управлений ПФР.
Во всех клиентских службах г. Воронежа и районных Управлений ПФР на стендах размещена информация о видах пенсий, основаниях перерасчета пенсий, а также о суммах фиксированного базового размера трудовых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в том числе с учетом нахождения на иждивении у застрахованных лиц нетрудоспособных членов семьи.
Кроме того, в клиентских службах города имеются информационные стойки с лифлетами и брошюрами по вопросам пенсионного обеспечения:
• «Пенсия, порядок обращения, назначения и выплаты»;
• «Все о трудовой пенсии: порядок обращения, назначения и выплаты»;
• «Пенсионное обеспечение инвалидов»;
• «Пенсионное и социальное обеспечение инвалидов»;
• «Работающим пенсионерам: перерасчет пенсий»;
• «Будущим пенсионерам»;
• «Перерасчет пенсии»;
• «Будущая пенсия начинается сегодня»
Управлениями проводится работа по распространению указанных брошюр и лифлетов на предприятиях, в организациях и учреждениях г. Воронежа.
По сообщению Управления Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже в 2012-2014 годах было распространено 24620 экземпляров брошюр с разъяснениями о социальном, в том числе пенсионном обеспечении граждан.
Кроме того, пенсии назначаются и пересчитываются на основании заявления застрахованного лица. В бланке заявления предусмотрена строка «на моем иждивении
находятся_нетрудоспособных членов семьи», которая заполняется заявителем, при их отсутствии указывается слово «нет».
Также в заявлении об установлении пенсии содержится раздел о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение её выплаты, о чем предупреждается обратившееся лицо (под роспись).
С целью исключения случаев несвоевременной реализации пенсионных прав гражданами Отделением ПФР в адрес Управлений ПФР по Воронежской области направлено письмо, которым поручено активизировать проведение разъяснительной работы, в том числе о порядке и сроках перерасчёта пенсии при изменении обстоятельств, влияющих на пенсионное обеспечение.
В аппарат уполномоченного по правам человека в Воронежской области поступают жалобы граждан на отсутствие в автобусах и автовокзалах информации о льготном проезде отдельных категорий граждан.
Президент России 5 января 2015 года внес в Государственную Думу законопроекты, направленные на развитие института уполномоченных по правам человека:
- проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (зарегистрирован в ГД 10.01.2015 за № 692549-6) - далее проект ФКЗ;
-проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека» (зарегистрирован в ГД 10.01.2015 за № 692555-6) - далее проект ФЗ
Проект ФКЗ дает право Уполномоченному:
-оказывать УПЧ в субъектах РФ организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своей компетенции;
-создать в качестве консультативного и совещательного органа совет уполномоченных по правам человека, включив в его состав по одному представителю от каждого федерального округа
Проект ФКЗ устанавливает, что Уполномоченный, как лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство на территории иностранного государства.
Проект ФЗ вносит изменения:
1) В Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:
-уточняется право Уполномоченного на посещение центров временного размещения лиц, ходатайствующих о признании либо признанных беженцами, вынужденными переселенцами или получивших временное убежище на территории Российской Федерации, а также на посещение специальных учреждений - устанавливается право беседовать с находящимися там лицами наедине (но в условиях видимости).
2) В Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» для Уполномоченного и УПЧ в субъектах РФ включается право беседовать с находящимися там лицами наедине (но в условиях видимости).
3) В Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»:
-конституцией (уставом), законом субъекта РФ может учреждаться должность УПЧ в субъекте РФ, который независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц и назначается на должность (освобождается от должности) законодательным (представительным) органом субъекта РФ;
-определяются основные требования к кандидатурам на должность УПЧ, вводятся ограничения и запреты при осуществлении полномочий;
-определяется круг должностных лиц и органов власти, которые вправе вносить предложения по кандидатурам на должность УПЧ;
-установливается, что до рассмотрения кандидатуры законодательный орган и высшее должностное лицо субъекта РФ согласовывают её с федеральным Уполномоченным;
-закрепляются основания досрочного прекращения полномочий УПЧ законодательным оргаомн субъекта РФ, который предварительно проводит консультации по данному вопросу с федеральным Уполномоченным;
-предусматривается возможность возложения на УПЧ в субъекте РФ функций уполномоченного по правам ребёнка, уполномоченного по правам коренных малочисленных народов и других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав граждан в субъекте РФ, а также возможность координации деятельности должностных лиц и органов, осуществляющих функции по защите прав граждан;
-устанавливается право УПЧ в субъекте РФ рассмотрения жалоб в отношении территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти, учреждений и организаций федерального подчинения;
-обеспечение деятельности УПЧ в субъекте РФ его аппарата предусматривается осуществлять за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ.
24.12.2014 в г. Острогожске состоялся семинар-совещание по вопросам эффективности работы общественных приемных губернатора области в решении проблем населения.
В мероприятии приняли участие первый заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства Воронежской области А.П. Марков, руководитель управления по работе с обращениями граждан правительства Воронежской области В.И. Селютин, его заместитель В.С. Пеньков, глава администрации Острогожского муниципального района С.И. Хорошилов, заместитель председателя комитета по аграрной политике Воронежской областной Думы Н.И. Гапоненко, начальник отдела аппарата Уполномоченного С.В. Писарев, руководители общественных приемных губернатора в муниципальных районах области и г. Воронежа.
Выступающими была отмечена важность деятельности общественных приемных, актуальность, значимость и необходимость выездных приемов Уполномоченного на базе общественных приемных губернатора в муниципальных районах.
Уполномоченным и сотрудниками его аппарата выездные приемы стали активно проводится практически с момента образования. А 10 декабря 2012 года, отмечаемого как Всемирный день прав человека состоялась рабочая встреча Т.Д. Зражевской с губернатором Воронежской области А.В. Гордеевым. На встрече была, в том числе, достигнута договоренность о предоставлении Уполномоченному общественных приемных губернатора для проведения выездных личных приемов граждан. С этого момента общественные приемные губернатора в муниципальных районах Воронежской области стали базовой площадкой для приема Уполномоченным граждан.
В ходе непосредственного общения с жителями из первых уст становится возможным узнать существующие и волнующие население проблемы. Такое общение позволяет давать как правовую, так и человеческую оценку действиям органов местного самоуправления, должностных и иных лиц в реализации законных прав и интересов граждан, проживающих на территории муниципальных образований. По результатам приемов оперативно разрешалось необоснованное недопонимание и недовольство, снималось накопленное социальное напряжение населения.
Следует особо отметить помощь руководителей общественных приемных при организации и проведении данных мероприятий, на постоянной основе оказывающих действенную и непосредственную помощь Уполномоченному.
Как показала практика проведения приемов, в ряде случаев граждане обращаются к Уполномоченному по причине недостатка или затруднения в получении информации, представления ответов по поставленным вопросам с искаженной или необъективной по их мнению информацией, в результате чего заявители оказывались неудовлетворенны результатами рассмотрения обращений.
В отдельных случаях несогласие и недовольство граждан результатами проверок по доводам обращений была обусловлена не нарушениями со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, а недостаточным пониманием заявителями компетенции и полномочий органов, в которые они обращались, неправильным толкованием своих прав и обязанностей, а также ожиданием принятия решения компетентными органами (должностными лицами) исходя из собственного понимания чувства правильности и справедливости, в обход действующих законов и процедур.
По результатам приемов пришедшие получают квалифицированные разъяснения Уполномоченного по действиям или бездействию властей с комментариями представителей местных администраций. Если администрацией признается нарушение, либо без признания такового дается согласие на удовлетворение просьб посетителей, оформляется протокол-соглашение с датой выполнения договоренности. В дальнейшем, обязательство муниципалитета стоит на контроле Уполномоченного до его исполнения.
Конечно же есть примеры, когда дальнейшая проверка информации граждан на приеме подтверждала нарушения их прав. По этим причинам, гражданам были созданы препятствия в реализации конституционного права на обращение, нарушено федеральное и региональное законодательство. В этих случаях жителям разъяснялись установленные нарушения, пути восстановления нарушенных прав, оказывалось прямое содействие в устранении нарушений.
Являясь государственным органом Воронежской области, Уполномоченный информирует органы местной власти и самоуправления о выявлении нарушений, вносит предложения и рекомендации по их устранению. Особо нерадивых должностных лиц Уполномоченный понуждал к действиям по восстановлению нарушенных прав жителей через компетентные органы, в т. ч. прокуратуру и суд.
В текущем году, по состоянию на 24 декабря состоялось 23 выездных приема, на которых было принято 322 человека. Следует упомянуть о сложившейся хорошей традиции проведения таких приемов совместно с уполномоченным по правам ребенка при губернаторе Воронежской области И. Н. Поповой.
Объективное, своевременное и беспристрастное рассмотрение проблем заявителей, содержащихся в обращениях, их разрешение весьма важно в настоящее время для снятия социального напряжения, планирования и принятия мер по исключению системных нарушений, привлечения к ответственности должностных лиц за разовые установленные нарушения прав граждан.
Информация по итогам приемов в 2014 году с выводами и предложениями найдет свое отражение в ежегодном докладе, который традиционно будет направлен Уполномоченным в областные правительство и Думу.
Предложения доклада будут способствовать устранению выявленных проблем населения, улучшению ситуации в социальной сфере, стабильному развитию региона в целом.
26 декабря 2014 года в Воронеже в центре развития бизнеса «Кольцовский» прошла Третья конференция «OpenGovVrn-2014».
Организаторы:
Институт социально-экономической модернизации
Школа открытого государственного управления
Проект «Открытое ЖКХ»
При поддержке:
Открытого правительства РФ
Федерального агентства по делам молодежи (РОСМОЛОДЕЖЬ)
Администрации городского округа города Воронеж
Организационные партнеры:
Институт проблем глобализации
Уполномоченный по правам человека Воронежской области
Аналитический центр «Форум»
ОКУ «Агентство по инновациям и развитию»
Центр развития бизнеса «Кольцовский»
Информационные партнеры:
Head Hunter (hh.ru)
Большой совет НКО Воронежской области
Проект «Информетр»
LikenGo – рекомендательный проект
Ассоциация предприятий информационно-коммуникационных технологий Москвы и Московской области
В рамках конференции участники обсудили перспективы работы и использования Портала открытых данных Воронежской области, открытость бюджетной системы и инициативу «Бюджет для граждан», системы мониторинга и рейтингования открытости бизнес-структур, НКО и органов государственной власти, реализацию проектов «Открытое ЖКХ» и «Открытый муниципалитет» в Воронежской области, применение Стандарта открытости в Воронежской области.
В приветственном слове Министра Российской Федерации Михаила Абызова участникам конференции было отмечено, что Воронежская область демонстрирует пример последовательного внедрения инструментов открытости, о чем свидетельствуют новые проекты, реализованные в 2014 году, и постоянно обновляемые действующие инициативы.
В ходе мероприятия советник Министра связи и массовых коммуникаций РФ Дмитрий Сатин рассказал о новом портале Минкомсвязи, президент Некоммерческого партнёрства «Национальная лига специалистов по связям бизнеса и государства» (GR-лига) Марат Баширов — об особенностях взаимодействия бизнеса и государства, представители проекта «Инфометр» Татьяна Толстенева и Михаил Карягин представили итоги исследования открытости федеральной исполнительной власти. Руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Воронежской области Владимир Белоножкин рассказал о возможностях, которые открывает Федеральный Закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», представитель Агентства по инновациям и развитию Роман Савенков — о мониторинге качества госуслуг в Воронежской области, руководитель проекта «Открытое ЖКХ» Антон Лысков — о ходе его реализации и о связанной с ним инициативе — платформе центра информатизации услуг ЖКХ, представитель компании «Ростелеком» Евгения Мешкова — об усовершенствовании электронных госуслуг в Воронежской области, политолог Владимир Киреев — о взаимодействии экспертных сообществ и органов власти. Руководитель оргкомитета конференции Вячеслав Завалин подвел главные итоги деятельности по внедрению стандартов и инструментов открытости в Воронежской области за 2014 год, а модерировавший мероприятие директор Института социально-экономической модернизации – Константин Бакулев, выразил уверенность в актуальности данной темы для региона и всей страны.
По итогам конференции приоритетными направлениями на 2015 год в сфере открытого государственного управления было принято сделать акцент на переход к большему вовлечению граждан в процессы, связанные с открытым госуправлением, нахождение общего языка между бизнесом, обществом и властью.
Михаил Абызов- Министр РФ по вопросам Открытого правительства
Уважаемые коллеги!
На протяжении последних лет в России проводится планомерная государственная политика, направленная на расширение форм участия гражданского общества в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, на развитие инструментов открытого госуправления.
Инструменты открытости внедряются в процессы государственного управления для повышения эффективности принимаемых решений с точки зрения обычных граждан, для ускорения обратной связи между органами исполнительной власти и обычными жителями. Наши проекты помогают жителям проявить свои стремления улучшить свою жизнь и жизнь своих близких в окружающем их пространстве. Одна из основных целей проектов открытости: интегрировать граждан в каждодневный процесс принятия решений, меняющих жизнь города к лучшему.
Отрадно отметить, что Воронежская область демонстрирует пример последовательного внедрения инструментов открытости, о чем свидетельствуют новые проекты, реализованные в этом году, и постоянно обновляемые действующие инициативы, такие как портал «Открытое ЖКХ».
Очень важно, что вы не останавливаетесь на достигнутом и внедряете новые инструменты обратной связи, повышая эффективность уже существующих. Важно сделать взаимодействие с гражданами действительно интерактивным не только по скорости формальных действий и ответов, но и по оперативности реализации конкретных решений по озвученным гражданами приоритетным проблемам. Первоочередным в доверительном взаимодействии с гражданами становится мониторинг решения конкретных проблем и внедрение управленческих механизмов оперативного реагирования на запросы жителей.
Хотелось бы отметить важность системной работы с некоммерческим сектором, которая позволяет повысить качество государственного и муниципального управления. В этом контексте поставленные вами приоритеты позволяют надеяться на новые успехи в решении многих вопросов социально-экономического развития как области в целом, так и самого города Воронежа.
Желаю Вам дальнейшего успешного развития проектов открытого государственного управления и эффективного взаимодействия с гражданами как непосредственными заказчиками всей нашей работы!