Встреча с президентом СПб гуманитарного и политологического центра "Стратегия" Александром Юрьевичем Сунгуровым продолжилась 2 апреля круглым столом по вопросу развития конструктивного взаимодействия общественных государственных правозащитных организаций.
С докладом о состоянии и проблемах взаимодействия региональных государственных и общественных правозащитных организаций выступил руководитель аппарата уполномоченного по правам человека в Воронежской области В.И. Белоножкин.
Он пояснил, что уровень развития гражданского общества складывается из:
Гражданское общество Воронежской области как система продолжает пока находиться на начальной стадии становления - поэтому крайне важна поддержка его институтов и инициатив со стороны ОГВ, ОМСУ а также таких интегрирующих объединений, как Общественная и Национальная палаты.
По оценке уполномоченного, структуры региональной "вертикали власти" и перечисленные общественные объединения не проявляют требуемой активности в плане развития гражданского общества.
Поэтому в данном процессе особенно важно участие омбудсмена.
Уполномоченным в 2014 году предпринимались значительные усилия по активизации процесса становления гражданского общества региона и повышения уровня правовой грамотности населения.
Важным событием стало принятие в 2014 г. Федерального закона от 21.06.2014№212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", который определил направления и формы обратной связи между обществом и властью, хотя многие механизмы их реализации пока остались за скобками. В развитии системы общественного контроля роль Уполномоченного представляется весьма важной.
Субъектами общественного контроля являются:
1) Общественная палата Российской Федерации;
2) общественные палаты субъектов Российской Федерации;
3) общественные палаты (советы) муниципальных образований;
4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться:
1) общественные наблюдательные комиссии;
2) общественные инспекции;
3) группы общественного контроля;
4) иные организационные структуры общественного контроля.
Общественный контроль осуществляется в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, в иных формах, не противоречащих настоящему Федеральному закону, а также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия.
Что касается вопросов отношения ИОГВ и ОМСУ к защите прав человека и взаимодействию с правозащитными НКО, то согласно статье 43 Устава Воронежской области к полномочиям правительства Воронежской области отнесено осуществление мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. Однако, критерии оценки данного направления деятельности не определены и нормативно не закреплены.
Однако в ряде случаев со стороны ИОГВ и ОМСУ не только отсутствует должный уровень обеспечения, но имеют место устойчиво повторяющиеся нарушения прав граждан. Для изменения ситуации в пользу повышения защищенности прав человека требуется прежде всего усиление ответственности должностных лиц за соблюдение обязательств государства перед своими гражданами.
Руководитель аппарата уполномоченного предложил:
О мерах государственной поддержки НКО в Воронежской области в 2013-2014 гг. рассказал главный советник управления региональной политики правительства Воронежской области Боев А.Г.
Старший инспектор отдела организации комплексного социального обслуживания населения департамента социальной защиты Воронежской области Бобряшова Д.А выступила с докладом «Формы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».
Обзор институтов по защите прав человека в Воронежской области представила Звягина Н.А. - координатор Межрегиональной правозащитной группы.
О соблюдениии прав человека в учреждениях уголовно-исправительной системы доложил помощник начальника Управления по соблюдению прав человека в УИС УФСИН России по Воронежской области Кузнецов А.В.
После выступлений состоялись дискуссия и подведение итогов работы круглого стола.
2 апреля уполномоченный по правам человека в Воронежской области совместно с Домом прав человека организовал круглый стол "Защита прав уязвимых групп в Воронежской области: опыт содействия людям с ограниченными возможностями".
Открыли круглый стол уполномоченный Татьяна Дмитриевна Зражевская и президент СПб гуманитарного и политологического центра "Стратегия" Александр Юрьевич Сунгуров.
На круглом столе выступали представители:
департаментов социальной защиты, труда и занятости населения Воронежской области, здравоохранения, транспорта и автомобильных дорог, образования, науки и молодежной политики, культуры; администрации городского округа город Воронеж; медицинского центра "МедИнтегро", Воронежского регионального отделения Всероссийского общества инвалидов, Воронежского областного реабилитационного центра для инвалидов молодого возраста, Воронежской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы, Воронежского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество слепых" и Воронежского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих".
Участники обсудили:
Про основные нарушения прав людей с ограниченными возможностями в 2014 г. на территории Воронежской области рассказал руководитель аппарата уполномоченного Владимир Иванович Белоножкин.
В 2014 году работа аппарата Уполномоченного по защите прав инвалидов была поставлена на более высокий системный уровень, инициативно налажено взаимодействие с общественными организациями инвалидов. В результате этого взаимодействия был взят в работу ряд проблем, часть из которых также касалась транспортного обслуживания.
Так, в рамках реализации региональной программы "Доступная среда" предусмотрено создание беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, пользованию транспортом, средствами связи и информации на территории Воронежской области. На практике же услуги общественного транспорта, которые являются важнейшей предпосылкой к социальной интеграции, в большинстве случаев не приспособлены для нужд инвалидов:
Были сформированы и направлены в департамент социальной защиты Воронежской областипредложения по совершенствованию режима работы службы "социального такси"для расширения возможностей посещения поликлиник, работающих с 8.00 до 20.00, и проезда к вокзалам (аэропорту) в выходные дни для убытия в санатории. Из ответа департамента следовало, что внесение вышеуказанных изменений повлечет за собой увеличение расходов областного бюджета и к данному вопросу следует вернуться при формировании областного бюджета на 2016 год.
Проблема длительного нарушения установленной законодательством нормы о предоставлении льготным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечениев течение календарного года. неоднократно поднималась в докладах УполномоченногоОднако ситуация не улучшается - реальная периодичность предоставления путевок постепенно удлиняется, а отказы департамента социальной помощи в предоставлении ежегодной путевки на санаторно-курортное лечение могут быть обжалованы исключительно в судебном порядке.
C учетом большого количества жалоб и неоднозначности судебной практики, вопрос о предоставлении инвалидам путевок на санаторно-курортное лечение был вынесен Уполномоченным на заседание научно-консультативного совета при Воронежском областном суде,По итогам заседания судам Воронежской области в целях обеспечения единства судебной практики при рассмотрении исков о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение было рекомендовано руководствоваться нормами Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”, а также Обзором судебной практики Верховного Суда.
В 2014 году имели место обращения о случаях отказов гражданам в обеспечении лекарственными препаратами в соответствии со стандартами медицинской помощи. Как было установлено,отказы мотивировались тем, что федеральный нормативный акт, утверждающий перечень лекарственных препаратов (в том числе назначаемых по решению врачебных комиссий) не был приведен в соответствие с новыми стандартами медицинской помощи.
Во второй половине 2014 года к Уполномоченному поступил ряд обращений инвалидов в связи с отказами учреждений социальной защиты в обеспечении их техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида
Проверка показала, что некоторые компании, выигравшие конкурс на поставку технических средств реабилитации, не в полном объеме выполнили свои обязательства, а контроль со стороны департамента социальной защиты Воронежской области за исполнением госконтрактов был недостаточным.
Ситуация в 2014 годус опасными условиями труда и производственным травматизмомв регионе остается неудовлетворительной(129157 опасных рабочих мест, 637 человека пострадали), хотя отмечается ее небольшое улучшение.К сожалению, реальных действий по существенному улучшению ситуации с условиями труда не наблюдается ни со стороны департамента труда и занятости, ни органов местного самоуправления.
Региональной программой "Доступная среда" предусмотрено содействие трудовой занятости инвалидов. Одним из механизмов, обязывающих работодателя принимать на работу инвалидов, является система квотирования рабочих мест, установленная ФЗ "О социальной защите населения" и законами субъектов РФ.
Однако, устанавливая жесткое требование о квотировании рабочих мест для инвалидов, законодательство не установило конкретных требований относительно профессий или размеров оплаты труда по заквотированным рабочим местам. В законодательстве нет императивных норм того, какие должности должны быть заквотированы для инвалидов. Пользуясь этим, работодатели квотируют самые низкооплачиваемые должности, не требующие квалификации. При этом перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентноспособными на региональных рынках труда, утвержденный Постановлением Минтруда 08.09.1993 №150, носит рекомендательный, а не обязательный характер.
Трудоустройству инвалидов также препятствует работа бюро МСЭ по определению "трудовых рекомендаций" для программ рабилитации, которые, как правило, не только не способствуют трудоустройству инвалидов, но зачастую препятствуют ему. На практике встречаются два варианта трудовых рекомендаций:
Остро стоял вопрос о транспорте для инвалидов и социальном такси, режим работы которого во многом не устраивает пассажиров.
Руководитель медицинского центра «МедИнтегро», занимающегося реабилитацией пациентов с нарушениями двигательной функции, Чекунов Михаил Владимирович отметил, что подготовить хороших производителей протезов в России - сложно и дорого. Поэтому его сотрудники проходят подготовку в крупнейших компаниях в Чехии. Основной сложностью в своей деятельности руководитель медцентра посчитал ситуацию, когда предпочитают делать заказы одному крупному поставщику вместо "молодых" малых предприятий.
27 марта 2015 года в Центре защиты прав человека, расположенном в г.Воронеже по ул.Пушкинской, 12, состоялось заседание общественно-консультативного совета при УФМС РФ по Воронежской области.
На заседании присутствовали:
В ходе заседания были рассмотрены вопросы о:
- организации работы ОКС на 2015 год;
- состоянии миграционной ситуации и ее влиянии на сферу межнациональных отношений в Воронежской области;
- результатах служебной деятельности УФМС России по Воронежской области за 2014 год и перспективах развития в 2015 году.
В докладах было отмечено, что Воронежская область вошла в число 17 регионов, которые станут пилотной площадкой для реализации программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», в которых система мониторинга состояния межнациональных отношений будет запущена прежде всего. Главной целью запуска системы мониторинга является предотвращение процесса национальной розни. Поэтому очень важно принимать превентивные меры. Инновационный характер системы мониторинга заключается в получении информации из разных независимых источников и позволяет оперативно реагировать на конфликтные и предконфликтные ситуации.
В целях профилактики межнациональных (межэтнических) конфликтов, обеспечения межнационального и межконфессионального согласия на территории Воронежской области губернатором Воронежской области подписан Закон Воронежской области от 02.03.2015 № 25-ОЗ «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения межнационального и межконфессионального согласия на территории Воронежской области» (принят Воронежской областной Думой 26.02.2015г.). Законом установлено, что в рамках реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Воронежской области формируется система мониторинга межнациональных отношений и профилактики межнациональных (межэтнических) конфликтов, обеспечения межнационального и межконфессионального согласия.