20 декабря 2013 г. в конференц-зале Центра защиты прав человека состоялось совместное заседание общественно-консультативного совета при УФМС России по Воронежской области, комитета по труду, миграционной и демографической политике Торгово-промышленной палаты Воронежской области и уполномоченного по правам человека в Воронежской области.
На заседании присутствовали также представители прокуратуры Воронежской области, управления занятости населения Воронежской области, Воронежского архитектурно-строительного университета, рекрутинговых и риэлторских агентств, общественных организаций и национальных диаспор.
В ходе заседания были выслушаны доклады на темы:
1. Новое в миграционном законодательстве.
представители УФМС России по Воронежской Области
2. Деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
представитель прокуратуры Воронежской области
3. Об итогах реализации долгосрочной областной целевой программы «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2015 годы»
представитель управления занятости населения ВО
4. Отсутствие у мигрантов квалификационного уровня как фактор попадания их в «группу риска». Пути перевода данной проблемы в категорию задач на уровне региона.
представитель ВГАСУ
С отчетом о работе общественно-консультативного совета при УФМС России по Воронежской области за 2013 год выступил председатель ОКС Муженский В.И.
По итогам проведения заседания совета были внесены предложения:
- Провести совещание с участием работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу, с целью разъяснения изменений миграционного законодательства.
- Рекомендовать руководству ВГАСУ на базе курсов по изучению русского языка для иностранных граждан создать адаптационные учебные курсы для мигрантов с изучением основ строительного дела, миграционного и трудового законодательства, основ поведения и культурологических особенностей в России.
- Управлению занятости населения по Воронежской области изучить проблему по миграционному учету и регистрации участников долгосрочной областной целевой программы содействия добровольному переселению соотечественников и членов их семей и выработать предложения о возможности решения данной проблемы в Центре содействия добровольному переселению соотечественников.
- Провести совещание в Управлении занятости по вопросу привлечения кадровых агентств для совместной деятельности;
- В прямом эфире на телевидении провести передачу по разъяснению правил привлечения участников программы добровольного переселения и членов их семей на работу в различные предприятия, а также коммерческие структуры без получения разрешений на работу и патентов.
- аналогичную информацию разместить на сайте УФМС РФ по Воронежской области.
В ходе поездки в Воронеж 17 декабря 2013 года первые секретари политического отдела посольства США в Москве Патрик Хорн и Питер Андресоли посетили Центр защиты прав человека, где встретились с уполномоченным по правам человека Татьяной Зражевской.
В ходе беседы дипломаты интересовались общими направлениями деятельности омбудсмена, взаимодействием с законодательными органами и общественными организациями, межнациональными и межконфессиональными проблемами, вопросами общественного контроля.
В беседе были также обсуждены возможные направления сотрудничества в сфере образовательных программ по правам человека.
9 декабря 2013 года состоялось очередное заседание Координационного совета российских уполномоченных по правам человека, в котором приняла участие Т.Д.Зражевская.
В прамках заседания КС прошли:
-выступление руководителя Федеральной миграционной службы Российской Федерации К.О.Ромодановского и его ответы на письменные вопросы уполномоченных по правам человек;
-обсуждение выступления и ответы Ромодановского на устные вопросы уполномоченных;
-церемония вручения ведомственной медали Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «Спешите делать добро».
Вопросы уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации к Руководителю Федеральной миграционной службы Ромодановскому К.О.
1. Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» утверждена соответствующая государственная программа. Расходы на предоставление переселенцам временных жилых помещений возложены на региональные и местные бюджеты.
Каким образом планируется обеспечить переселенцев временными жилыми помещениями в дотационных регионах?
2. Планируется ли изменить в ближайшее время механизм квотирования разрешений на работу иностранным гражданам? Не следует ли подумать об отказе от заявочного порядка формирования квот?
3. Как решается вопрос привлечения переводчиков на стадиях административного производства и в судебных заседаниях при отсутствии института переводчиков? При рассмотрении дел в отношении иностранных мигрантов, переводчики, как правило, необходимы.
4. Федеральным законодательством не определен нормативный срок в течении которого иностранный гражданин или лицо без гражданства должны быть выдворены за пределы Российской Федерации. Будет ли устранен этот пробел в ближайшее время?
5. Сроки административного выдворения из России иностранных граждан нередко затягиваются по причине отсутствия документов, подтверждающих их гражданство. Известно, что консульские учреждения ряда стран СНГ запросы о принадлежности выдворяемых лиц к гражданству рассматривают очень медленно или оставляют без ответа. Каким образом, по Вашему мнению, можно было бы оптимизировать эту процедуру?
6. Из учреждений УИС ежегодно освобождаются лица, не имеющие гражданства и документов, удостоверяющих личность. В этом положении чаще всего оказываются бывшие граждане СССР, въехавшие из бывших союзных республик до введения в них гражданства и не имеющие доказательств, подтверждающих их проживание в России на дату введения гражданства Российской Федерации.
Фактически после освобождения они оказываются вне правового поля, не имеют возможности легально трудоустроиться, получить медицинскую помощь (кроме неотложной) и меры социальной поддержки. В результате чего, зачастую, вновь совершают преступления. Согласно п. «д» ст. 16 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» наличие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом, является основанием для отказа в удовлетворении ходатайства о приобретении российского гражданства. Нужен четкий алгоритм действий по их легализации либо депортации.
7. С 01 января 2014 года в ведение ФМС России должны быть переданы от МВД России спецприемники для иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы РФ. Когда ФМС России примет нормативные документы, регламентирующие условия содержания в этих спецприемниках?
8. В настоящее время существуют разные подходы к привлечению работников из стран СНГ и «дальнего зарубежья», при этом привлечение работников из стран СНГ носит упрощенный характер. Не считаете ли Вы необходимым унифицировать систему привлечения иностранных работников?
9. Выплата пенсий прибывшим в Россию переселенцам прекращается по прежнему месту жительства с момента их отъезда, а условием назначения пенсий в Российской Федерации является получение вида на жительство в нашей стране. Учитывая сроки оформления документов (с момента переезда до получения вида на жительство проходит больше года), переселенец все это время лишен права получать пенсию. Каким Вам, в пределах компетенции ФМС России, видится решение этого вопроса?
10. Проводит ли ФМС России расчет числа иностранных трудовых мигрантов, необходимых для устойчивого экономического развития Российской Федерации? Если такие исследования ФМС России проводятся, какие методы и данные используются для расчета? Если не проводятся, какое ведомство отвечает в настоящее время за реализацию Концепции государственной миграционной политики в названной части?
11. Считаете ли Вы эффективным контроль, который осуществляет ФМС России за соблюдением миграционного законодательства работодателями и посредниками, использующими иностранную рабочую силу?
12. Представляется ли Вам целесообразным введение должности помощника начальника территориального органа ФМС России по соблюдению прав человека, аналогичной существующей должности помощника начальника территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе?
13. В настоящее время стоит вопрос о замене бумажных общегражданских паспортов гражданина Российской Федерации на электронные. Будет ли предусмотрена возможность сохранения бумажных паспортов для граждан, не желающих получать электронные удостоверения личности и другие электронные документы в силу своих религиозных убеждений?
14. В соответствии с Федеральным законом от 12.11.2012 г. № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», проживающие долгое время в Российской Федерации обладатели российских паспортов, не по своей вине не имеющие подтверждения принадлежности к российскому гражданству, признаются гражданами Российской Федерации по решению территориального органа ФМС России, принятому по их заявлению.
Как работает новый закон, существуют ли проблемы или трудности с его применением? Прекращена ли практика изъятия российских паспортов у лиц, указанной категории?
15. Предпринимаются попытки разработки системы критериев селективной иммиграции, по типу существующих, например, в Австралии и Канаде? Применение таких критериев позволило бы стимулировать въезд на ПМЖ в Россию самых умелых и квалифицированных людей наиболее дефицитных профессий.
16. Сохраняет ли, на Ваш взгляд, актуальность предложение о проведении так называемой «иммиграционной амнистии»?