31 марта 2015 года состоялся выездной приём граждан Аннинского муниципального района помощником уполномоченного по правам человека в Воронежской области Климович Г.В.
Приём проводился в общественной приёмной губернатора Воронежской области.
В ходе приёма граждане обращались за содействием в восстановлении прав и разъяснением действующего законодательства: получение материнского капитала, исчисления пенсий, ремонта дорог и их освещения и др.
2 апреля уполномоченный по правам человека в Воронежской области совместно с Домом прав человека организовал круглый стол "Защита прав уязвимых групп в Воронежской области: опыт содействия людям с ограниченными возможностями".
Открыли круглый стол уполномоченный Татьяна Дмитриевна Зражевская и президент СПб гуманитарного и политологического центра "Стратегия" Александр Юрьевич Сунгуров.
На круглом столе выступали представители:
департаментов социальной защиты, труда и занятости населения Воронежской области, здравоохранения, транспорта и автомобильных дорог, образования, науки и молодежной политики, культуры; администрации городского округа город Воронеж; медицинского центра "МедИнтегро", Воронежского регионального отделения Всероссийского общества инвалидов, Воронежского областного реабилитационного центра для инвалидов молодого возраста, Воронежской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы, Воронежского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество слепых" и Воронежского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих".
Участники обсудили:
Про основные нарушения прав людей с ограниченными возможностями в 2014 г. на территории Воронежской области рассказал руководитель аппарата уполномоченного Владимир Иванович Белоножкин.
В 2014 году работа аппарата Уполномоченного по защите прав инвалидов была поставлена на более высокий системный уровень, инициативно налажено взаимодействие с общественными организациями инвалидов. В результате этого взаимодействия был взят в работу ряд проблем, часть из которых также касалась транспортного обслуживания.
Так, в рамках реализации региональной программы "Доступная среда" предусмотрено создание беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, пользованию транспортом, средствами связи и информации на территории Воронежской области. На практике же услуги общественного транспорта, которые являются важнейшей предпосылкой к социальной интеграции, в большинстве случаев не приспособлены для нужд инвалидов:
Были сформированы и направлены в департамент социальной защиты Воронежской областипредложения по совершенствованию режима работы службы "социального такси"для расширения возможностей посещения поликлиник, работающих с 8.00 до 20.00, и проезда к вокзалам (аэропорту) в выходные дни для убытия в санатории. Из ответа департамента следовало, что внесение вышеуказанных изменений повлечет за собой увеличение расходов областного бюджета и к данному вопросу следует вернуться при формировании областного бюджета на 2016 год.
Проблема длительного нарушения установленной законодательством нормы о предоставлении льготным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечениев течение календарного года. неоднократно поднималась в докладах УполномоченногоОднако ситуация не улучшается - реальная периодичность предоставления путевок постепенно удлиняется, а отказы департамента социальной помощи в предоставлении ежегодной путевки на санаторно-курортное лечение могут быть обжалованы исключительно в судебном порядке.
C учетом большого количества жалоб и неоднозначности судебной практики, вопрос о предоставлении инвалидам путевок на санаторно-курортное лечение был вынесен Уполномоченным на заседание научно-консультативного совета при Воронежском областном суде,По итогам заседания судам Воронежской области в целях обеспечения единства судебной практики при рассмотрении исков о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение было рекомендовано руководствоваться нормами Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”, а также Обзором судебной практики Верховного Суда.
В 2014 году имели место обращения о случаях отказов гражданам в обеспечении лекарственными препаратами в соответствии со стандартами медицинской помощи. Как было установлено,отказы мотивировались тем, что федеральный нормативный акт, утверждающий перечень лекарственных препаратов (в том числе назначаемых по решению врачебных комиссий) не был приведен в соответствие с новыми стандартами медицинской помощи.
Во второй половине 2014 года к Уполномоченному поступил ряд обращений инвалидов в связи с отказами учреждений социальной защиты в обеспечении их техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида
Проверка показала, что некоторые компании, выигравшие конкурс на поставку технических средств реабилитации, не в полном объеме выполнили свои обязательства, а контроль со стороны департамента социальной защиты Воронежской области за исполнением госконтрактов был недостаточным.
Ситуация в 2014 годус опасными условиями труда и производственным травматизмомв регионе остается неудовлетворительной(129157 опасных рабочих мест, 637 человека пострадали), хотя отмечается ее небольшое улучшение.К сожалению, реальных действий по существенному улучшению ситуации с условиями труда не наблюдается ни со стороны департамента труда и занятости, ни органов местного самоуправления.
Региональной программой "Доступная среда" предусмотрено содействие трудовой занятости инвалидов. Одним из механизмов, обязывающих работодателя принимать на работу инвалидов, является система квотирования рабочих мест, установленная ФЗ "О социальной защите населения" и законами субъектов РФ.
Однако, устанавливая жесткое требование о квотировании рабочих мест для инвалидов, законодательство не установило конкретных требований относительно профессий или размеров оплаты труда по заквотированным рабочим местам. В законодательстве нет императивных норм того, какие должности должны быть заквотированы для инвалидов. Пользуясь этим, работодатели квотируют самые низкооплачиваемые должности, не требующие квалификации. При этом перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентноспособными на региональных рынках труда, утвержденный Постановлением Минтруда 08.09.1993 №150, носит рекомендательный, а не обязательный характер.
Трудоустройству инвалидов также препятствует работа бюро МСЭ по определению "трудовых рекомендаций" для программ рабилитации, которые, как правило, не только не способствуют трудоустройству инвалидов, но зачастую препятствуют ему. На практике встречаются два варианта трудовых рекомендаций:
Остро стоял вопрос о транспорте для инвалидов и социальном такси, режим работы которого во многом не устраивает пассажиров.
Руководитель медицинского центра «МедИнтегро», занимающегося реабилитацией пациентов с нарушениями двигательной функции, Чекунов Михаил Владимирович отметил, что подготовить хороших производителей протезов в России - сложно и дорого. Поэтому его сотрудники проходят подготовку в крупнейших компаниях в Чехии. Основной сложностью в своей деятельности руководитель медцентра посчитал ситуацию, когда предпочитают делать заказы одному крупному поставщику вместо "молодых" малых предприятий.
Ситуация с обеспечением права на благоприятную среду обитания жителей ул. К.Маркса и близлежащих улиц г. Воронежа остается под пристальным вниманием Уполномоченного по правам человека.
В августе 2014 г. администрация городского округа г. Воронеж и городская прокуратура предоставили Уполномоченному следующую информацию:
- улица К.Маркса является пешеходной, по ней запрещено движение транспортных средств, кроме автомобилей специального назначения;
- администрацией городского округа г. Воронеж проработан вопрос об установке автоматических пропускных столбов (боллардов), которые исключат возможность движения автотранспорта по ул. К. Маркса и позволят использовать технологический подъезд только для автомобилей спецслужб.
Однако в настоящее время болларды, а также ограничивающие движение дорожные знаки на пересечении улиц Студенческая и К.Маркса отсутствуют. В результате на данном участке образовались:
- разворотное кольцо, по которому осуществляется движение всех видов транспорта;
- несанкционированная парковка на тротуаре и проезжей части (в основном из автотранспорта посетителей фитнес-клуба «AlexFitness» и «Чайхоны»).
Таким образом, не соблюдается статус этой улицы как пешеходной и нарушается право граждан на благоприятную среду обитания.
В феврале 2015 г. Уполномоченным было направлено очередное обращение в управление транспорта администрации городского округа г. Воронеж для принятия мер по ограничению движения транспортных средств на улице К.Маркса. Согласно полученной информации, вопрос об установке дополнительных дорожных знаков, ограничивающих движение на ул. К.Маркса, может быть рассмотрен после принятия окончательного решения о целевом назначении (использовании) территории, прилегающей к жилому кварталу «Солнечный Олимп».
При этом еще год назад в ходе рассмотрения массовой петиции граждан были получены и от мэра, и от губернатора подтверждения неизменности пешеходного статуса ул. К.Маркса.
В результате последующего обращения (в марте) к главе городского округа г. Воронеж был получен аналогичный предыдущему ответ, в котором, кроме того:
- была приложена схема благоустройства ул. Студенческой без изображения проблемной зоны в месте пересечения с ул. К. Маркса;
- содержалась не соответствующая действительности информация об отсутствии несанкционированной парковки (с приложением фотоматериалов).
По данному вопросу следует отметить, что:
- сотрудниками аппарата Уполномоченного неоднократно в разные дни и время суток делались фотографии этой «несуществующей» несанкционированной парковки (прилагаются);
- по обращению Уполномоченного сотрудниками ГИБДД УМВД России по г. Воронежу проводились мероприятия, в результате которых 16 транспортных средств было помещено на специализированную стоянку;
- если бы рейды «эвакуаторов» стали регулярными, за счет штрафов можно было бы существенно пополнить городской бюджет.
По указанным фактам Уполномоченным было направлено официальное обращение в городскую прокуратуру для проведения проверки исполнения законов и соблюдения прав человека городским управлением транспорта и администрацией городского округа г. Воронеж.
Продолжение следует.
27 марта 2015 года в Центре защиты прав человека, расположенном в г.Воронеже по ул.Пушкинской, 12, состоялось заседание общественно-консультативного совета при УФМС РФ по Воронежской области.
На заседании присутствовали:
В ходе заседания были рассмотрены вопросы о:
- организации работы ОКС на 2015 год;
- состоянии миграционной ситуации и ее влиянии на сферу межнациональных отношений в Воронежской области;
- результатах служебной деятельности УФМС России по Воронежской области за 2014 год и перспективах развития в 2015 году.
В докладах было отмечено, что Воронежская область вошла в число 17 регионов, которые станут пилотной площадкой для реализации программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», в которых система мониторинга состояния межнациональных отношений будет запущена прежде всего. Главной целью запуска системы мониторинга является предотвращение процесса национальной розни. Поэтому очень важно принимать превентивные меры. Инновационный характер системы мониторинга заключается в получении информации из разных независимых источников и позволяет оперативно реагировать на конфликтные и предконфликтные ситуации.
В целях профилактики межнациональных (межэтнических) конфликтов, обеспечения межнационального и межконфессионального согласия на территории Воронежской области губернатором Воронежской области подписан Закон Воронежской области от 02.03.2015 № 25-ОЗ «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения межнационального и межконфессионального согласия на территории Воронежской области» (принят Воронежской областной Думой 26.02.2015г.). Законом установлено, что в рамках реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Воронежской области формируется система мониторинга межнациональных отношений и профилактики межнациональных (межэтнических) конфликтов, обеспечения межнационального и межконфессионального согласия.