Начиная с июня этого года, уполномоченным по правам человека в Воронежской области проводится мониторинг ситуации в регионе по приему, размещению и документированию граждан Украины, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания:
- по существующему соглашению с УФМС РФ по Воронежской области уполномоченный по правам человека еженедельно получает от них информацию о количестве граждан Украины, получивших юридический статус, а также выехавших за пределы региона;
- сотрудниками аппарата уполномоченного на постоянной основе осуществляются выезды в так называемые ПВРы, где проверяются условия проживания беженцев и изучаются проблемные вопросы;
- кроме того, в приемную уполномоченного по различным вопросам ежедневно обращается от 10 до 15 граждан данной категории.
За весь период мониторинга на территорию Воронежской области въехало 114 тысяч граждан Украины, поставлено на миграционный учет — 41,5 тысяч. Через развернутые в регионе 36 пунктов временного размещения прошло порядка 4 300 граждан.
На сегодняшний день на территории нашей области осталось 10 таких пунктов временного размещения, в которых проживает 280 человек, 104 из которых дети. Условиями проживания люди довольны, но существует необходимость освобождения летних лагерей отдыха и распределения граждан Украины по ПВРам, пригодным для проживания в зимний период в пределах региона, а также по другим субъектам РФ. Делается это централизованно. Информация о предлагаемых вакансиях и местах для проживания доводится до сведения беженцев на общих собраниях, желающие обеспечиваются транспортом для переезда. В течение августа-сентября был организован переезд 566 граждан Украины в другие области: Липецкую (103 чел.), Калужскую (59 чел.), Новгородскую (88 чел.), Смоленскую (53 чел.), Костромскую (50 чел.), Владимирскую (52 чел.) и Тамбовскую (161 чел.).
Наблюдается тенденция увеличения количества выехавших за пределы РФ — за последнюю неделю сентября выехало 3850 человек. Для сравнения в августе количество выезжающих в течение недели составляло от 250 до 500 человек.
Состав граждан Украины, решивших остаться в Воронежской области и получить легальный статус, выглядит примерно так:
- более 2,7 тысяч человек с начала года обратилось по вопросу получения разрешения на временное проживание;
- около 2200 — по вопросу получения временного убежища,
- 1900 — по вопросу получения разрешения на работу;
- около полутора тысяч человек оформили патент на работу;
- 1200 человек заявило о желании участвовать в программе добровольного переселения соотечественников на территорию России из-за рубежа.
Медицинское обслуживание лиц, прибывших из Украины, организовано по территориальному принципу — в медучреждениях по месту их временного или постоянного учета, а также непосредственно в ПВРах. За период пребывания беженцев в Воронежской области всем обратившимся (более 3 000 человек) была оказана квалифицированная медицинская помощь. При этом, полис ОМС получили всего 100 человек, то есть финансирование лечения (в том числе оказания ВКС), данной категории граждан относится к разряду расходных обязательств областного бюджета.
2 октября в Центре защиты прав человека прошло совещание, посвящённое актуальным проблемам соблюдения прав украинских граждан в России.
В обсуждениях принимали участие:
1. Зражевская Татьяна Дмитриевна - Уполномоченный по правам человека в Воронежской области
2. Белоножкин Владимир Иванович - руководитель аппарата Уполномоченного
3. Куцова Инна Ивановна - начальник организационно-аналитического отдела аппарата Уполномоченного
4. Черникова Наталья Валерьевна - начальник отдела по работе с соотечественниками, беженцами и вынужденными переселенцами УФМС России по Воронежской области
5. Колбешкин Александр Михайлович - начальник контрольно-ревизионного отдела департамента социальной защиты.
6. Базыкина Наталья Анатольевна - ведущий советник отдела профилактики и эпидемиологии департамента здравоохранения
7. Рогозина Галина Петровна - председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты Воронежской области.
Участники рассмотрели проблемы украинских граждан в России в трёх аспектах: социальном, миграционном и здравоохранительном.
Проблемными вопросами по-прежнему остаются:
- отсутствие жилья (собственного, либо согласия собственника на регистрацию по месту жительства) при оформлении разрешения на временное проживание;
- необходимость (законодательно предусмотренная) сдачи национального паспорта в территориальные органы ФМС при оформлении временного убежища. Многим сейчас нужно выехать на родину за вещами, а для получения паспорта нужно отказаться от уже полученного статуса;
- наличие огромных очередей в территориальных подразделениях миграционной службы, вызванное возросшей в разы нагрузкой на ее сотрудников (например, запись на прием по вопросу получения временного убежища в городских отделах УФМС ведется уже на декабрь);
- соблюдение баланса интересов коренного населения региона и прибывших из разрушенных городов граждан Украины.
Все проблемы воронежский омбудсмен планирует обсудить с полпредом Президента в ЦФО А.Д. Бегловым 7 октября.
Заседание, прошедшее 2 октября в Воронежской областной Думе, было посвящено выборам в Воронежской области.
В его рамках состоялся круглый стол «Актуальные вопросы избирательного законодательства», в котором принял участие воронежский омбудсмен Татьяна Дмитриевна Зражевская.
Участники выслушали следующие выступления:
На заседании были вручены сертификаты и грамоты.
К уполномоченному по правам человека в Воронежской области поступило коллективное обращение жителей д. 24 по ул. Ф. Энгельса г. Воронежа. Как следует из обращения, в непосредственной близости от дома заявителей, по адресу: г. Воронеж, пр-т Революции, 36/38, в ночное время ведутся строительные работы. Шум на территории застройки лишает жителей сна и отдыха. Многочисленные обращения граждан в органы полиции не принесли результатов: строители утверждали, что у них имеется разрешение должностных лиц администрации городского округа г. Воронеж на проведение работ в ночное время.
Между тем, частью 3 статьи 20 Закона Воронежской области от 31.12.2003 г. № 74-ОЗ «Об административных правонарушения на территории Воронежской области» установлена ответственность в виде административного штрафа за организацию и проведение в воскресные и общегосударственные праздничные дни, а также в будние дни в период с 22.00 часов до 7.00 часов в жилой зоне строительных, ремонтных, погрузочно-разгрузочных и других работ, сопровождающихся нарушением тишины.
Согласно информации, предоставленный Уполномоченному инспекцией государственного строительного надзора Воронежской области, на указанных в обращении граждан земельных участках ведется реконструкция ЦУМ-Воронеж с пристройкой и газовой котельной. Застройщиками являются ОАО «ЦУМ-Воронеж», генеральным подрядчиком - ООО «СМУ-95».
По запросу Уполномоченного должностными лицами администрации городского округа г. Воронеж была проведена проверка. По ее результатам генеральному директору ОАО «ЦУМ-Воронеж» и директору подрядной организации ООО «СМУ-95» были направлены предупреждения о недопустимости проведения строительно-монтажных работ в воскресные и праздничные дни, а также в будние дни в период с 22.00 часов до 07.00 часов.В случае невыполнения предупреждений администрации материалы будут направлены в Управление МВД России по г. Воронежу для принятия мер по привлечению виновных лиц к административной ответственности по ч. 3 ст. 20 Закона Воронежской области от 31.12.2003 г. № 74-ОЗ «Об административных правонарушения на территории Воронежской области».
Татьяна Дмитриевна Зражевская 2 октября 2014 г. дала интервью в прямом эфире радио "Губерния".
Уполномоченный по правам человека в Воронежской области обсудил с ведущим следующие вопросы:
Направление жильцам квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг одновременно от двух управляющих организаций.
В последнее время в нашем регионе участились случаи получения жителями многоквартирных домов «двойных» квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг. После решения общего собрания собственников помещений о замене управляющей организации процесс передачи технической документации от «старой» управляющей компании к «новой» затягивается на длительное время (в том числе из-за обращений сторон в суды). При этом жильцы, получая квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг от обеих компаний, не могут самостоятельно определить, счета какой организации следует оплачивать, и вынуждены обращаться по данному вопросу в органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти Воронежской области, к уполномоченному по правам человека в Воронежской области, в органы прокуратуры.
Согласно ч. 10 ст. 162 ЖК РФ управляющие организации обязаны за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом передать техническую документацию на него и иные связанные с управлением им документы вновь выбранной управляющей организации, ТСЖ, ЖСК, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений при непосредственном управлении ими таким домом.
16 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 05.05.2014 N 121-ФЗ. КоАП РФ дополнен ст. 7.23.2, предусматривающей административную ответственность за воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов.
Данное нововведение было продиктовано случаями, когда управляющие компании, от услуг которых отказались собственники помещений, не передают техническую документацию ни им, ни новой компании, которую они выбрали. Чаще всего проблема решается лишь в судебном порядке. Однако, пока идет разбирательство, жители получают по одной квитанции от каждой управляющей компании.
30 сентября 2014 г. в Центре защиты прав человека состоялось совещание по данной проблеме.
Динамика ситуации с беженцами из Украины в нашем регионе: наблюдается ли их отток на родину в связи с изменением ситуации в Луганской и Донецкой областях и каким образом решаются вопросы по легализации желающих остаться в Воронежской области.
Уполномоченным по правам человека в Воронежской области проводится мониторинг ситуации в регионе по приему, размещению и документированию граждан Украины, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания. По существующему соглашению с УФМС РФ по Воронежской области мы получаем от них информацию о количестве граждан Украины, получивших юридический статус, а также выехавших за пределы региона. Кроме того, сотрудниками аппарата на постоянной основе осуществляются выезды в так называемые ПВРы, где проверяются условия проживания беженцев и изучаются проблемные вопросы.
На сегодняшний день на территории нашей области действует 12 таких пунктов временного размещения (было 29), в которых проживает 303 человека, 114 из которых дети. Условиями проживания люди довольны, но существует необходимость освобождения летних лагерей отдыха и распределения граждан Украины по ПВРам, пригодным для проживания в зимний период в пределах региона, а также по другим субъектам РФ. Делается это централизованно. Информация о предлагаемых вакансиях и местах для проживания доводится до сведения беженцев на общих собраниях, желающие обеспечиваются транспортом для переезда.
Количество выехавших за пределы РФ существенно увеличилось — за последнюю неделю сентября выехало примерно 3,5 тысячи человек. Для сравнения в августе количество выезжающих в течение недели составляло от 250 до 500 человек.
Количество граждан Украины, решивших остаться в Воронежской области и получить легальный статус, выглядит примерно так:
- более 2,5 тысяч человек с начала года обратилось по вопросу получения разрешения на временное проживание;
- около 1900 — во вопросу получения временного убежища,
- примерно столько же — по вопросу получения разрешения на работу;
- около полутора тысяч человек оформили патент на работу;
- 1200 человек заявило о желании участвовать в программе добровольного переселения соотечественников на территорию России из-за рубежа.
Проблемными вопросами по-прежнему остаются:
- отсутствие жилья (собственного, либо согласия собственника на регистрацию по месту жительства) при оформлении разрешения на временное проживание. На сегодняшний день вступило в силу много изменений в миграционное законодательство, облегчающих процедуру легализации на территории России для граждан Украины, однако вопрос поиска жилья остается на уровне проблемы;
- необходимость (законодательно предусмотренная) сдачи национального паспорта в территориальные органы ФМС при оформлении временного убежища. Многим сейчас необходимо выехать на родину за вещами, а для получения паспорта нужно отказаться от уже полученного статуса;
- ну и, конечно же, наличие огромных очередей в территориальных подразделениях миграционной службы, вызванное возросшей в разы нагрузкой на ее сотрудников (например, запись на прием по вопросу получения временного убежища в городских отделах УФМС ведется уже на декабрь). При этом следует учесть, что компетенция миграционной службы гораздо шире, чем вопросы оформления статуса иностранным гражданам. Граждане РФ также нуждаются в оформлении регистрации по месту жительства, внутренних и заграничных паспортов и т. д. Важно не нарушить баланс при ведении приема и не вызвать негативного отношения к мигрантам, что крайне сложно при существующей штатной численности службы.
Все эти вопросы (и многие другие) сегодня обсуждаются на круглом столе в Центре защиты прав человека с целью подготовки предложений к рабочей встрече региональных уполномоченных по правам человека с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Д.Бегловым, которая состоится 7 октября и в которой я планирую принять участие.
Степень участия общественности в контроле за обеспечением честности проведения выборов.
В 2014 г. контроль за обеспечением реализации избирательных прав граждан входил в число приоритетных направлений деятельности Уполномоченного. Сложилось эффективное и плодотворное взаимодействие с институтами гражданского общества: Ассоциацией «Гражданский контроль», Воронежским отделением «Ассоциации юристов России», Воронежским государственным университетом. Благодаря сотрудничеству Уполномоченного с данными организациями было подготовлено более 40 независимых наблюдателей на выборах, 21 из них были направлены 14 сентября 2014 г. в Единый день голосования на избирательные участки Воронежа и области в качестве внештатных корреспондентов СМИ.
Уполномоченный принял участие в работе «горячей линии» Общественной палаты Воронежской области (с 18 августа по 15 сентября). «Горячая линия» успешно функционирует на выборах уже в третий раз при поддержке Избирательной комиссии Воронежской области. Отмечена высокая активность жителей не только Воронежа, но и области. Граждане обращались по различным вопросам: разъяснения действующего законодательства, вопросы реализации избирательных прав, социально-бытовые вопросы.
15 сентября 2014 г. в Центре защиты прав человека состоялась пресс-конференция, организованная Уполномоченным по правам человека в Воронежской области, Избирательной комиссией Воронежской области, региональной Общественной палатой и Ассоциацией по защите избирательных прав «Гражданский контроль». Пресс-конференция была посвящена подведению итогов общественного контроля за обеспечением законности и соблюдением прав граждан во время избирательной кампании 2014 г. на выборах губернатора Воронежской области.
По итогам пресс-конференции участниками был сделан вывод о том, что во время проведения избирательной кампании 2014 г. право граждан избирать и быть избранными было обеспечено в полной мере.
В последнее время в нашем регионе участились случаи получения жителями многоквартирных домов «двойных» квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг. После решения общего собрания собственников помещений о замене управляющей организации процесс передачи технической документации от «старой» управляющей компании к «новой» затягивается на длительное время (в том числе из-за обращений сторон в суды). При этом жильцы, получая квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг от обеих компаний, не могут самостоятельно определить, счета какой организации следует оплачивать, и вынуждены обращаться по данному вопросу в органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти Воронежской области, к уполномоченному по правам человека в Воронежской области, в органы прокуратуры.
Так, по информации прокуратуры Железнодорожного района г. Воронежа жители 13 многоквартирных домов района получают два платежных документа на оплату жилищно-коммунальных услуг от двух управляющих компаний.
Все дома ранее находились в управлении ОАО «УК Железнодорожного района». Собственники жилых помещений указанных домов в течение 2013-2014 годов на общих собраниях приняли решения о расторжении договоров управления с ОАО «УК Железнодорожного района» и их заключении с ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство».
Несмотря на принятые решения ОАО «УК Железнодорожного района» техническую документацию ООО «ЖКХ» не передало ни по одному дому. В связи с этим ООО «ЖКХ» обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к ОАО «УК Железнодорожного района» об обязании передать техническую документацию по каждому из указанных МКД. Решениями Арбитражного суда Воронежской области иски ООО «ЖКХ» по ряду домов удовлетворены. В целях защиты прав жителей многоквартирного дома 215 по Ленинскому проспекту г. Воронежа прокурором Железнодорожного района в Железнодорожный районный суд было направлено исковое заявление о запрете ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» выставлять квитанции до заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Однако и судебная практика в Воронежской области по рассмотрению спорных вопросов складывается неоднозначно.
Следует отметить, что согласно ч. 10 ст. 162 ЖК РФ управляющие организации обязаны за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом передать техническую документацию на него и иные связанные с управлением им документы вновь выбранной управляющей организации, ТСЖ, ЖСК, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений при непосредственном управлении ими таким домом.
16 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 05.05.2014 N 121-ФЗ. КоАП РФ дополнен ст. 7.23.2, предусматривающей административную ответственность за воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов.
30 сентября 2014 г. в Центре защиты прав человека состоялось совещание с участием представителей прокуратуры города Воронежа и Воронежской области, администрации городского округа город Воронеж, ВРОО «ЖИЛИЩНЫЙ КОНТРОЛЬ», на котором обсудили возможные варианты разрешения сложившейся ситуации.
Поскольку проблема сложна и требует системного подхода в решении, участниками была достигнута договоренность о повторном совещании.
О фактах получения «двойных» квитанций граждане могут сообщить в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области, органы прокуратуры либо уполномоченному по правам человека в Воронежской области.